Психолого-педагогические исследования эвристической деятельности человека, включенного в структуру учебного процесса, показали, что его действия основаны на обобщенных мыслительных актах, которые в совокупности реализуются в эвристических действиях организационно-поискового характера, и обусловлены возрастными психолого-педагогическими характеристиками.

В процессе организации экспериментального эвристического обучения биологии применялись:

 

1. Эвристические методы организации учебного процесса. Исходя из того, что в основе эвристического обучения лежит деятельностный подход, опирающейся на основные виды эвристической образовательной деятельности и который создает условия для развития личностных качеств учащихся, в ходе эксперимента использовали методы эвристического обучения, предложенные А.В.Хуторским .

Когнитивные методы обучения, или методы учебного познания делятся на научные, методы учебных предметов и метапредметные. Научные методы – это методы исследований, к ним относятся методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации.

Методы учебных предметов, с одной стороны, взяты из наук, с другой - относятся к непосредственному освоению конкретных образовательных областей и предметов. Это методы исследования фундаментальных образовательных объектов, методы сравнения образовательных продуктов учеников с культурно-историческими аналогами, традиционные методы исследования основных вопросов и тем учебных дисциплин.

Особый вид когнитивных методов обучения - метапредметные, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. Например, метаспособом является метод познавательного видения смысла объекта, метапредметным содержанием выступают такие объекты познания, как вещество, растение, звук.

Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Традиционно понимаемые эвристические методы интуитивного типа относятся к креативным методам эвристического обучения: «мозговой штурм», метод эмпатии, педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и др. Они опираются на нелогические действия учащихся, имеющие интуитивный характер.

Другой вид креативных методов обучения базируется на выполнении алгоритмических предписаний и инструкций: методы синектики, морфологического ящика. Их цель - обеспечить логическую опору для создания учениками образовательной продукции.

Следующий вид креативных методов - эвристики, т. е. приемы, позволяющие ученикам решать задачи «наведением» на возможность их решения и путём сокращения вариантов перебора таких решений.

Оргдеятельностные методы обучения делятся на методы учеников, учителей и управленцев образования - основных субъектов образования. Методы учеников - это методы учебного целеполагания, планирования, контроля, рефлексии и др. Данная группа методов нетрадиционна для школ, так как ученики обычно практически не участвуют в конструировании своего образования. Научить детей методам организации и построения собственной траектории образования не менее важно, чем методам изучаемых ими наук.

Методы управления образованием - это педагогические и административные методы организации образовательных процессов на соответствующем уровне. Они во многом тождественны оргдеятельностным методам учеников, поскольку в отношении учителя, отдельной школы или всей системы образования в эвристическом подходе применяются те же принципы, что и для обучения отдельных учеников. Данная группа методов используется при создании и развитии эвристических процессов в масштабе преподавания отдельного учебного курса, группы курсов ли всей школы (см. Приложение №2).

 

2. На основе эвристических методов обучения биологии были разработаны творческие уроки(см. Приложение №6), в основе которых находится эвристическая деятельность и рассмотренные нами эвристические методы обучения.

 

3. Основной технологической единицей эвристического обучения, своеобразной альтернативой уроку, выступает эвристическая образовательная ситуация(см. Приложение №4) –образовательная напряжённость, организуемая учителем или возникающая спонтанно, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. Получаемый учениками образовательный продукт (идея, проблема, гипотеза, схема, опыт, текст) непредсказуем, педагог задает технологию деятельности, вносит культурно-исторические образцы, аналогичные детским результатам, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее известные образовательные результаты.

 

4. Объектом деятельности в эвристическом обучении является творческая задача - один из главных структурных элементов проблемной ситуации, активизирующих развитие креативных способностей: гибкость мышления, оригинальность, метафоричность; эвристических качеств личности: сообразительность, обоснованность, аргументированность, умения делать выводы и обобщения, умение самоопределяться в ситуациях выбора; способность к генерации идей, их продуцирование как индивидуально, так и в коммуникации с другими людьми, с текстом, с объектом познания; выбирать методы познания адекватные объекту; умение преодолевать структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами; прогностичность, формирование гипотез, конструирование версий.(см. Приложение №5)

 

Диагностика креативности.

 

Для диагностики творческих способностей мы использовали «Краткий тест творческого мышления» Е.Торренса и тест Е.Туник «Тест личностной креативности», но не менее эффективным является ситуативный подход, то есть диагностирование учащихся с помощью организации специальных или использовании естественных образовательных ситуаций. Такой подход согласуется с герменевтическим методом в педагогике. Диагностика образовательных результатов, в том числе и определения уровня развития способностей ученика, происходит путём субъективного «вчувствования» учителя в образующуюся сущность ученика.

Применение герменевтических методов диагностики требует непрерывной рефлексии и обсуждению индивидуальных образовательных движений учеников.

Качество ученической продукции оценивается: по количеству творческих элементов, содержащихся в ответе; по степени оригинальности элемента ответа; по относительной новизне ответа (см.Приложение №3).

Также использовалась экспресс – диагностика личности – тест Кэттелла (16PF – Опросник). Тест-опросника МУН по А. Реану.