Теоретико-методологической основой исследования явились концепция Ю.З.Гильбуха, М.С Лейтеса, В.Э.Чудновского об общих и специальных способностях учащихся как предпосылок развития креативности и творческая концепция А.М. Матюшкина, позволяющая рассматривать представления о творчестве как продуктивном процессе личного роста и психологического развития индивида. Подходы В.В. Давыдова, Б.М. Эльконина к механизмам формирования рефлексивно-теоретического мышления как основы творческого мышления; Д.Б. Богоявленской, Л.М. Попова, В.И. Панова, К.М. Романова о многофакторности, многосвязности креативности с другими психическими явлениями; С.Л. Рубинштейна, В.А. Моляко, Р.В, Габдреева о творческом сознании личности; А.В.Брушлинского, М.И. Махмутова, И.С. Лернера, Д.В. Вилькеева о проблемном обучении как основном средстве подготовки творчески активной личности и методология эвристического обучения Д.Б.Богоявленской, А.В.Хуторского.

 

Эвристическое обучение.

 

Исходя из принятого в настоящее время понимания эвристики со своим предметом, задачами и методами и учитывая важность и особенность качественного решения проблемы восполнения интеллектуального потенциала общества, педагогическую эвристику возможно определить как одну из ветвей эвристики, изучающую применение последней в педагогическом взаимодействии для организации стимулирования новых для обучаемых действий в специально создаваемых учебных ситуациях и развития на этой основа продуктивно- познавательных (экстраполяционных) качеств их мышления.

Основные задачи педагогической эвристики вытекают из задач эвристики, конструктивно трансформированных в соответствии с принципами дидактики. Методы исследования педагогической эвристики характеризуются особенностью её формирования в пересечении ряда научных областей, изучающих закономерности проявления человеческого интеллекта, поэтому в исследованиях различного уровня в педагогической эвристике привлекаются результаты и методы любых научных областей с одновременным установлением их дидактической целесообразности.
Основными структурными элементами, взаимодействие которых изучает педагогическая эвристика, являются: учебная задача как дискретная и существенно детерминированная информационная система, обучаемый и педагог. Назначение педагога - организовывать добывание знаний, активизировать познавательный интерес, управлять и регулировать дозировку своего влияния на учебную эвристическую деятельность, а также постоянно иллюстрировать эвристические подходы в познании.

Условием достижения целей и задач эвристического обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Пути решения этой проблемы: индивидуальные задания ученикам на уроках; организация парной и групповой работы; формулировка детям открытых заданий; предложение ученикам составить план занятий для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.

Индивидуальная образовательная траектория- это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика в эвристическом обучении понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Поэтому путь освоения предмета (биологии) будет определяться не столько логикой предмета, сколько совокупностью личностных способностей каждого ученика, благодаря которым он создаёт новые образовательные продукты.

Методология реализации выше названного подхода исходит из следующего принципиального положения: любой ученик способен найти, создать или предположить свой вариант решения любой задачи, в том числе и дидактической, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории, если ему будут предоставлены возможности: определять смысл изучения дисциплины; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Для такого обучения необходимо создание условий, приводящих учащихся к осознанию необходимости самодвижения, к самостоятельной постановке общеобразовательных и частнопредметных задач и проблем, к овладению методами их решения, конструированию собственной системы знаний и способов деятельности, то есть индивидуальной образовательной траектории.

 

Эвристическое обучение как условие развития креативности.

 

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющих способность к творчеству. Учитывая, что носителем творчества является человек, а креативность его неотъемлемым атрибутом, можно определить креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно, при этом большинство психологов выделяют её признаки: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе.

Существует два подхода, раскрывающих сущность природы креативности:

1.определяет её, исходя из творческого результата;

2.трактует креативность как изначальную способность к самовыражению, и самоактуализации.

Эвристическое обучение направлено на развитие креативности учащихся и основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных результатов их выполнения.

Развитие креативности как личностного образования возможно через интеллектуально- творческую деятельность старшеклассника.

Учебная ситуация, в ходе которой реализуется педагогическое взаимодействие, характерное для эвристического обучения, отражает ситуацию научного познания, вбирая в себя: нахождение планируемого способа действия (или их системы), с помощью которого возможно достичь новые знания; учёт интеллектуальных возможностей обучаемого, включая его творческие способности и прошлый опыт, которые определяют интеллектуальный фон.

Объектом деятельности в эвристическом обучении является творческая задача - один из главных структурных элементов проблемной ситуации, активизирующих развитие креативных способностей: гибкость мышления, оригинальность, метафоричность; эвристических качеств личности: сообразительность, обоснованность, аргументированность, умения делать выводы и обобщения, умение самоопределяться в ситуациях выбора; способность к генерации идей, их продуцирование как индивидуально, так и в коммуникации с другими людьми, с текстом, с объектом познания; выбирать методы познания адекватные объекту; умение преодолевать структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами; прогностичность, формирование гипотез, конструирование версий.

Эвристическое обучение предусматривает динамику внутренних изменений субъектов образования в ходе освоения ими эвристических образовательных процедур: целеполагания, планирования, освоения креативных, когнитивных, методологических и иных способов деятельности.

Анализ проблемы эвристического обучения позволяет сделать следующие выводы:

-эвристическое обучение, как организацию процесса продуктивного творческого мышления, в основе которого лежит деятельностный подход, реализуемый в условиях творческой среды, характеризуемой многовариантностью и неопределённостью, основанной на применении эвристических методов познания и системы творческих задач как формы организации биологического содержания, развивающих творческие способности учащихся, в частности эвристические качества личности;

-эвристическое обучение основывается на принципах гуманистической психологии, сохраняющей индивидуальные особенности личности: уникальность, разноуровневость, разноплановость.