Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что исходя из стратегической цели обучения, состоящей в сохранении и развитии научно-практического потенциала общества, становится очевидным, что его многогранность порождает адекватное множество методов его передачи, причём каждый фрагмент (проблемная задача, урок, тема и т.д.) требует, чаще всего, системного применения относительно обособленных методов и приёмов. Дидактическая адаптация закономерностей современной эвристики позволяет оптимизировать эвристическую группу методов обучения (когнитивные, интуитивные, алгоритмические, эвристики и методологические), характеризующихся организацией такого педагогического взаимодействия, при котором обучаемые добывают новые знания в целенаправленно организованной учебно-познавательной деятельности, подводятся к самостоятельному разрешению узловых затруднений проблемной ситуации.

 

В повседневной жизни происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов и т.д. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.

 

Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды. Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределённости и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределённость стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Такой средой является творческая среда, реализующая задачи естественного развития детей.

 

Таким обучением, развивающим креативность, является эвристическое обучение. Эвристическое обучение как методическое направление внедряется в практику школы, поэтому актуальность разработки и адаптации эвристического обучения в системе современной школы возрастает в связи с меняющейся парадигмой образования.