Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. Одной из основных проблем современной школы является отчуждение ученика от внешне задаваемого для него образования. Преподнося детям «ничейные», расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку – энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Большинство учебных программ, учебников и методик всё ёще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не освоение реальной действительности методами изучаемых наук, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, на отыскивание единственного, наперёд заданного ответа, а не приучают детей к вариативности и многообразию познания. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей учиться, отчуждение от школьного обучения, гиперболизации формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз).

 

Общепринятое понимание образования как усвоение учащимися опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях.