За основу педагогической концепции я избрала стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся через вовлечение в экспериментальную деятельность индивидуально-коллективного характера работы учащихся. На этой основе сформулировать активную жизненную позицию, формирование навыков и умений практической деятельности ,стимулировать ученика к самообразованию и развитию творческих способностей .Способность к самореализации в формах созидательного труда- вершине развития личности человека.

 

Сложившийся опыт позволяет успешно решать следующие ЗАДАЧИ:

 

1 приобретение учащимися знаний о цели научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента

 

2 приобретение учащимися предметных умений: планировать эксперимент отбирать приборы для выполнения эксперимента, выполнять эксперимент

 

3 приобретение учащимися общеучебных учений, работать со средствами информации и представлять эксперимент, как научный, так и модельный, использовать Т.С.О. и И.К.Т. участвовать в дискуссиях

 

4 развитие типологических и индивидуальных свойств личности учащихся

 

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И УЧЕНИЯ

 

Эксперимент в курсе физике предполагает большой объем наблюдений, измерений, оформление результатов, работу с приборами, И.К.Т. изготовлений моделей и приборов.

Поэтому основные методы обучения можно охарактеризовать как эвристические и исследовательские. Методы сопрягаются как групповой работой над практическим исследованием и компьютерной моделью явления,так и с индивидуальной работой во время оформления и показа результатов, презентаций и обсуждения с учителем и учащимися.

 

ФОРМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

 

1 Учебные экспериментальные задания сформулированы в виде открытых исследовательских задач с возможностью выбора различных вариантов реализации на базе серийно выпускаемых учебных приборов и устройств, а также самостоятельно изготовленных приборов.

 

2 Исследуем, изобретаем, конструируем, моделируем. Выполнение творческих экспериментальных заданий с демонстрацией выполненных экспериментов, изготовленных приборов.

 

3 Компьютерное моделирование и наблюдение физических процессов

 

Изучение при эксперименте начинаю с использования АЛГОРИТМА ПОЗНАНИЯ:

1 наблюдаю

2 интерпретирую факт

3 выдвигаю гипотезу

4 логическое следствие

5 научное предвидение

6 эксперимент

7 выводы из эксперимента

 

Представление о цикле научного познания уже на первой ступени изучения физики позволяет вооружить учащихся необходимыми научными методами для активной познавательной и творческой деятельности.

 

Для развития интереса к физике, к методам познания явлений окружающего мира с точки зрения гуманитаризации образования знакомлю учащихся с историческими примерами научных открытий. В основе же преподавания физики большое внимание уделяю физическому эксперименту( в разнообразных формах) как источнику научных знаний. Достигнуть успеха, на мой взгляд позволяет использование не традиционных для обучения приемов ,которым в школе почти не уделяют внимание. Для реализации этой идеи необходимо определенный прием наблюдения и измерения.

Поэтому в своей работе я использую систему фронтальных экспериментов и лабораторных работ, причем в большинстве своем даю 2,3 задания нарастающей трудности. Они позволяют раскрыть смысл физических величин, законов, понятий и их признаков в оптимальные сроки, предметно ознакомить учащихся с разнообразными физическими методами исследования, сделать понятными принципы функционирования технических и технологических установок. Дают во многих случаях провести количественную оценку наблюдаемого явления или процесса ,что повышает научный уровень преподавания.

Исследовательская работа не заканчивается в стенах школы. Отработана система домашних экспериментальных знаний и умений применять в конкретной ситуации. Тематика домашних экспериментальных заданий органически связана с текстом учебника, а также с содержанием лабораторных работ. Она в содержательном плане учитывает многообразие бытовой техники и бытовых измерительных приборов, материалы и инструменты повседневного обихода, приспособления и доступную элементарную базу для конструирования приборов и многих предметов как для домашнего хозяйства, так и для домашней физической лаборатории.

Отказ от урока монолога и переход к уроку диалогу на базе эксперимента позволяет каждому ученику в течении урока либо задать вопрос, либо высказать свое мнение поучаствовать в дискуссии .так реализуется потребность быть услышанным и понятым. Очень важно, что испытывают сами дети: чувство уверенности в собственные силы возможность самоутвердиться в глазах одноклассников и учителей.

В процессе учебной деятельности поиски ответов на вопросы или участие в конкурсе лучших вопросов привели детей в библиотеку. На уроках все чаще стали появляться журналы ,книги, энциклопедии .Когда книг на уроке много я испытываю чувство творческой удачи.

 

В реализации программы стараюсь на деле осуществить переход к развивающему обучению в котором реализуются следующие ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

1 принцип проблемности содержания образования и процесс его развертывания в деятельности учеников

2 принцип моделирования приборов и процесс испытаний

3 принцип совместной деятельности учитель-ученик-учитель

4 принцип свободного обмена мнений и взаимодействия, как необходимые условия решения конкретных задач

5 принцип общности интересов детей и взрослых ,проявляющийся в совместной деятельности, в интересах отвечающих потребностям как взрослых, так и детей

6 принцип структурной полноты завершенности педагогического процесса (от целеполагания до контроля, оценки и реализации в жизненной практике)

7 принцип дифференцированности домашних заданий, что решает проблему ”разгрузки”ученика

8 принцип контроля и самоконтроля деятельности ребенка исключающего проблемы успеваемости ученика