Новизна педагогического опыта заключается в модификации системы
развития мышления младших школьников.
В традиционной методике начального обучения крайне ограниченный круг знаний,
а также ставка на многократность – однообразное повторение, что является одной
из главных причин низких результатов в развитии детей и в учении.
Как показала практика, предложенные в учебнике упражнения нуждаются в дополнительном расширении и обогащении большим числом специальных заданий, задач и упражнений содержательно-логического и нестандартного характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях. Вследствие этого было изменено содержание учебного материала:
1. В работу включены процессуальные задачи, которые способствуют развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, прогнозировать, планировать; их решение способствует формированию операционного стиля мышления.
2. В работу включены задачи экономического характера, которые учат рациональным приёмам (актуальная проблема современности), развивают смекалку, воспитывают логическое мышление.
3. Произошло увеличение масштаба развивающих игр-упражнений, творческих заданий, основанных на применении мыслительных операций.
4. В систему упражнений включены задачи повышенной трудности (нестандартные задачи), способствующие формированию самостоятельности мышления, воспитанию творческой активности.
5. Используются задания с уровневой проблемностью.
6. Усилена развивающая функция тренировочных упражнений.
Изменения произошли в организации процесса обучения:
1. Часть заданий (самостоятельные, контрольные работы) составляются учащимися.
2. Изменилась методика проведения каждого структурного компонента.
3. При снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях, учащимся представлена свобода выбора способов выполнения учебных заданий.
Активность учителя уступила место активности учащихся. Большое внимание уделяется умению убеждать, отстаивать свою точку зрения. Изменился подход к оцениванию работ, ответов учащихся. В первую очередь оценивается процесс достижения результата, оригинальность и самостоятельность.
Новизна опыта определяется созданием конструкции в использовании интересных приёмов и способов, направленных на развитие приёмов мыслительной деятельности, а они в свою очередь дают положительный результат в обучении школьников. Уровень новизны следует определить как рационализаторский.