Новизна педагогического опыта заключается в модификации системы развития мышления младших школьников.
В традиционной методике начального обучения крайне ограниченный круг знаний, а также ставка на многократность – однообразное повторение, что является одной из главных причин низких результатов в развитии детей и в учении.

 

Как показала практика, предложенные в учебнике упражнения нуждаются в дополнительном расширении и обогащении большим числом специальных заданий, задач и упражнений содержательно-логического и нестандартного характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях. Вследствие этого было изменено содержание учебного материала:

1. В работу включены процессуальные задачи, которые способствуют развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, прогнозировать, планировать; их решение способствует формированию операционного стиля мышления.

2. В работу включены задачи экономического характера, которые учат рациональным приёмам (актуальная проблема современности), развивают смекалку, воспитывают логическое мышление.

3. Произошло увеличение масштаба развивающих игр-упражнений, творческих заданий, основанных на применении мыслительных операций.

4. В систему упражнений включены задачи повышенной трудности (нестандартные задачи), способствующие формированию самостоятельности мышления, воспитанию творческой активности.

5. Используются задания с уровневой проблемностью.

6. Усилена развивающая функция тренировочных упражнений.

 

Изменения произошли в организации процесса обучения:

 

1. Часть заданий (самостоятельные, контрольные работы) составляются учащимися.

2. Изменилась методика проведения каждого структурного компонента.

3. При снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях, учащимся представлена свобода выбора способов выполнения учебных заданий.

 

Активность учителя уступила место активности учащихся. Большое внимание уделяется умению убеждать, отстаивать свою точку зрения. Изменился подход к оцениванию работ, ответов учащихся. В первую очередь оценивается процесс достижения результата, оригинальность и самостоятельность.

 

Новизна опыта определяется созданием конструкции в использовании интересных приёмов и способов, направленных на развитие приёмов мыслительной деятельности, а они в свою очередь дают положительный результат в обучении школьников. Уровень новизны следует определить как рационализаторский.