Основная цель современного образования – создать условия для разностороннего развития личности. Исходя из цели была поставлена задача: создание системы обучения, направленную на развитие мышления, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

В решении назревшей проблемы школа была заинтересована, так как тема, над которой мне пришлось работать, способствует решению возникшего противоречия. Считаю, мой опыт актуален, так как результат положительный и нужен школе для реализации своей цели и задач – это формирование таких свойств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения, отстаивать убеждения, т.е. формирование личности с разносторонним интеллектом и навыками исследовательского труда.

Содержательная информация об уровне умственного развития школьника, его индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, качеств ума необходимо учителю для

- осуществления личностно ориентированного подхода;

- организации совместной с родителями деятельности по совершенствованию качеств ума школьников;

- выявления одарённых детей;

- педагогической рефлексии;

-организации творческой деятельности.

В младшем школьном возрасте решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Для соответствующей переработки теоретического программного содержания необходимо формировать и развивать у учащихся мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование.

Д.Б. Эльконин справедливо отмечал: «Давно замечено, что можно много знать, но при этом не проявлять никаких творческих способностей, т.е. не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении, даже из относительно хорошо известной сферы науки»*. Действительно, творческая деятельность (продуктивная) оказывает положительное влияние на развитие учащихся. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в мыслительных операциях. Овладение учащимися этими логическими приёмами не только обеспечивает новый уровень усвоения, но даёт существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приёмами умственных действий, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний. Хорошее логическое мышление необходимо каждому ребёнку. Ведь и в учёбе, и в жизни устойчивого успеха добиваются только те, кто действует логично, последовательно, непротиворечиво.

Развитие мышления в значительной мере идёт стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приёмами логического мышления, поэтому этими приёмами необходимо начинать учить с начальной школы.

Дальнейшие перспективы работы вижу в решении проблемы: использование современных образовательных технологий, направленных на активизацию желания учащихся постоянно развиваться, умения самостоятельно добывать знания и творчески подходить к их применению.


*Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., Педагогика, 1989, С. 251