В Законе РФ «Об образовании» акцентируется внимание на том, что массовая школа не обеспечивает сегодня реализацию развивающей функции: формирование познавательных процессов (мышления, воображения, восприятия, ощущения, речи, внимания) и личностных качеств, а без этого невозможно качественное образование.

 

Вопрос о всесторонне развитой личности актуален и для нашей школы. Школа расположена в некотором отдалении от центра и является координатором всей воспитательной и учебной деятельности на селе. Социум микрорайона разнообразен: большинство жителей не являются коренным населением, много безработных, большое количество семей составляют неполные и неблагополучные семьи. Уровень интеллектуальной жизни семей низкий. Есть семьи, которые не выписывают ни газет, ни журналов, в семьях нет книг или книги, заботливо подобранные под цвет обоев, стоят, но их никто не читает. В таких семьях, а их большинство, низок общий интеллектуальный уровень, и уже в силу этого трудно ожидать интеллектуально полноценного общения с ребёнком. Из-за недостатков интеллектуальной сферы иногда возникают и эмоциональные проблемы. Это приводит к трудностям в обучении и отставании в развитии.

 

Путём наблюдений и анализа письменных работ учащихся была определена феноменология трудностей в обучении и установлены возможные причины (см. Приложение 1). Было проведено психодиагностическое исследование одного из познавательных процессов учеников: мышления. Диагностика показала ниже среднего и средний уровень развития мышления у учащихся (см. Приложение 2). Назрела проблема, появилось противоречие: как с таким уровнем развития мышления ребята могут хорошо усваивать программный материал?

 

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у младших школьников творческого мышления также важнейшая задача в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех своих способностей.

 

Учителю, взявшему установку на развития у учащихся мышления, необходимо соблюдать следующие условия:

- Чётко представлять – что именно он должен развивать на материале учебного предмета.

- Знать, у кого развивать. Для этого: а) знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; б) обладать навыками диагностики.

- Знать, как, то есть используя какие современные технологии можно развивать мышление младших школьников.

- Осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровень развития мышления учащихся.

 

Выполнение этих условий дает хороший результат в выявленной проблеме и решает её положительно.