Цель педагогической деятельности:

Создание условий для оптимизации творческой деятельности учащихся в процессе вокально-хорового воспитания.

 

Задачи:

1. организовать активное эмоциональное вхождение школьников в мир музыки;

2. развитие способностей восприятия искусства, позволяющего формировать художественный вкус;

3. формирование осознанного отношения к музыке, позволяющего самостоятельное использование выразительно-изобразительных средств для выражения своих чувств в песенном творчестве;

4. приобщение детей к активной художественно-творческой деятельности, формирование исполнительских умений и навыков;

5. развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей.

 

Поставленным задачам соответствуют приемы и методы работы. Наиболее продуктивными из них являются:

1. Метод сравнительного анализа и сопоставления;

2. Метод «эмоционального диалога»;

3. Поисковый метод;

4. Импровизация;

5. Игра (сюжетно-ролевая и проблемно-моделирующая);

6. Творческие задания (самостоятельные действия в песне, самостоятельный подбор вариантов игр, движений и т.д.).

 

Помимо этого используются методы, направленные на развитие вокальных умений и навыков: концентрический метод в работе над качеством звучания и расширения диапазона; фонопедические упражнения В. Емельянова для коррекции слуха и голоса; дифференцированный подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей; прием относительной сольмизации как основы освоения музыкальной грамоты; освоение элементарных приемов свободного дирижирования и т.д.

Начальный этап музыкального образования детей в школе предполагает преемственность с дошкольным опытом общения с музыкой. Но в силу разных причин среди них – непосещение детского сада, отсутствие квалифицированного музыкального руководителя в детском саду и соответствующего воспитания в семье – музыкальный опыт первоклассников носит разрозненный неорганизованный характер. У большинства детей недостаточная вокально-слуховая координация (часто и двигательно-слуховая), моторная «зажатость», «закрепощенность». Педагог должен организовать активное эмоциональное вхождение ребят в мир музыки, оптимизировать присущие данному возрасту качества личностной доминанты – стремление к самовыражению в самых разнообразных формах.

В начальной школе есть возможность преподавания музыки в режиме 2 часа в неделю. Работа ведется по программе Д.Б. Кабалевского. Для второго часа нами разработана программа «Дорогами добра». Этот курс призван не столько компенсировать отсутствие дошкольного музыкального образования у ребят, сколько развить их музыкально-творческие способности. Во втором классе у детей есть возможность продолжить заниматься музыкой факультативно, поступить в школьный хор, фольклорно-театральную студию. Все занятия проходят на базе художественно-эстетического зала, который является результатом объединенных усилий всех учителей предметов образовательной области искусства. Это позволяет строить занятия на принципе интеграции с другими видами искусств. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Содержание курса позволяет проводить занятия в разнообразных формах, где преимущество отдается игре (игра-путешествие, игра-концерт, народные «посиделки»). Все занятия строятся по методу эмоциональной драматургии. Важной задачей для меня стало привлечение родителей к процессу музыкального воспитания. Она решается в системе организации ведения курса, предполагающей совместное творчество в некоторых разделах тем. Например: осенние, зимние посиделки, рождественские колядования, праздники встречи весны.

 

Основной вид деятельности в курсе «Дорогами добра» - пение. В вокальной работе заложены следующие принципы:

1. Развивать голос из примарных тонов постепенно, не спеша, расширяя диапазон.

2. Исполнению всегда (на начальном этапе обучения) предшествует объяснение и показ лучшего образца (чаще всего пение учителя), четкое понимание учащегося, чего он должен добиться.

3. Работа должна идти в доброжелательной атмосфере, направленная на создание ситуации «успеха».повторение для исправления ошибок должно быть осмысленным.

4. Главным критерием является качество звука и свобода при пении.

5. Использование эффективных упражнений в контексте драматургии занятия.

6. Вся певческая работа должна быть связана с развитием музыкального слуха и развитием личности ребенка.

7. Поощрение самостоятельности и инициативы, внимательное отношение к необычным вопросам и идеям.

8. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.

 

На первых занятиях необходимо собрать информацию о музыкальном развитии детей. Изучение особенностей развития происходит в непринужденной обстановке в игровой форме. Причем, моя роль в данном случае остается за кадром. Для этого я приглашаю старших ребят или других педагогов для организации ролевой игры. Я сама фиксирую данные, полученные в «естественных» условиях. Я вношу эти данные в индивидуальные карточки, заведенные на каждого ребенка, дополняя их потом сведениями, полученными школьным психологом. Далее работа планируется исходя из результатов диагностики. Песенный материал подбирается в соответствии принципам: художественности, доступности и педагогической целесообразности.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношениям к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - словом, обеспечивает эмоционально психическое благополучие.

Наиболее распространенное и доступное средство - песня. Народная песня входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Своеобразно и ладовое строение русской народной песни. Особенно часто применяется переменный лад. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Особым местом выделяются колыбельные песни, с интонациями, иллюстрирующими монотонные движения колыбели. Народные песни могут служить упражнениями, способствующими постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса чистоты интонации в пении, расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения песен. Например, песня «Прибаутка» построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что позволяет научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков. «Солнышко – ведрышко»- полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса. Песня «Дудочка» побуждает ребенка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса. Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизводить ритмический рисунок попевки, а затем передать это графически – «Сорока, где была?». Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают такие песни, как «Не летай соловей», «Барашеньки».

В процессе знакомства с русскими народными песнями дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество. К ним можно отнести мелодическое движение, ладовую организацию звуков, метроритмические соотношения, некоторые нюансы при исполнении песен.

 

1. Общая линия мелодического движения (ограниченный диапазон мелодии, неяркая кульминация неширокие интервальные ходы, поступательные движения)

2. Зачатки ладовой организации: пение в заданной тональности (по заданному звуку, по тональной настройке вступления), протяжность при заключении мелодии, сочетание устойчивых и неустойчивых звуков, доминирование первых, простейшие народные звукоряды (секундные, терциевые, квартовые) мажорные и минорные.

3.Метроритмические соотношения: метрическая четкость мелодии, сочетание ударных и безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, определенность ритмического рисунка, законченность мелодии в ритмическом соотношении.

4.Простейшая нюансировка песен: нахождение нужного темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при исполнении сочиненной песни, осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от литературного текста песни и мелодии.

5.Первичная структура песни: построение коротких музыкальных фраз, предложений; сквозное движение мелодии или квадратность структуры, своевременная реакция на вступление и заключение.

 

Значение изобразительно-выразительной функции в песенном творчестве очень велико. Без овладения ее простейшими средствами невозможно успешное формирование песенного творчества. Это освоение происходит только в процессе творческой деятельности. Ребенок, руководствуясь поставленным перед ним творческим заданием, оперирует звуками, напевает мелодию, видоизменяет ее и ищет способы изображения в ней тех чувств, мыслей которые он хотел передать. Такая деятельность складывается в условиях уже накопленного музыкального опыта на занятиях.

 

Познание детьми выразительных возможностей народной музыки происходит в следующих формах:

1)интонационные обороты, мотивы, мелодии, подражающие звучанию окружающего, интонациям чувственно-выразительной речи человека (вопросы-ответы, песенные разговоры, подражание пению кукушки, лай и т.д.);

2)интонационные обороты, мотивы, мелодии, сопровождающие естественные игровые, плясовые движения ребенка (подпевание во время ходьбы, танца, укачивание куклы и т.д.)

 

Все эти интонации выражают различные эмоции (сожаление, радость, удивление). Выразительная основа песенного творчества детей, отражающая их мысли, чувства, отмечается и в спонтанности певческой деятельности. Певческие интонации, передающие разнообразное содержание, являются и непринужденными реакциями детей на окружающее. Интонации обогащаются постепенно под влиянием восприятия художественных произведений. Изобразительно- выразительная функция детского песенного творчества направлена на выражение чувств и мыслей музыкальными средствами. Основная задача-формирование у детей способов самостоятельного использования выразительно- изобразительных средств, для выражения чувств и мыслей музыкальными средствами, прежде всего в песенном творчестве.

1.Песенное творчество можно успешно осуществлять среди детей с достаточно развитым слухом

2.Для развития песенного творчества необходимо овладение детьми навыками пения.

Музыкальный материал подобран в соответствии с этими необходимыми условиями.

Работая над звукообразованием, следует учить детей петь естественно, легко, звонко, напевно (использование гласных а, у, и, э). Для овладения навыками легкого, подвижного пения используется показ, построенный на имитации игры на народном инструменте (споем на дудочке, как звенит колокольчик? и т. д.). Таким образом, у детей развивается умение произвольно менять характер звучания. В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Здесь хорошо помогает сочетание русских народных попевок с гимнастикой Емельянова. Эта же методика хорошо помогает в работе над певческим дыханием. Обучая дикции, прежде всего, привлекается внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными.

Исполнение «а капелла» способствует формированию у детей устойчивого ладотонального слуха. Эффектный прием, когда играется музыкальное вступление, а далее дети поют без сопровождения. И лишь в заключении проверяется точность попадания в тональность игрой на инструменте. Такая работа приучает детей слушать себя, своих сверстников, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.

Только чистота интонирования и правильное художественно выразительное исполнение произведения способствуют эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических эмоций.

Большое место в работе над певческими навыками отводится одновременно и развитию осознания музыкальной речи, ее выразительности мелодии, ритмических особенностей, ладовых закономерностей, структурных элементов.

Стимулированию творчества детей способствуют концерты с использованием «живых» инструментов, подключая к совместному творчеству родителей.

 

В работе по развитию творческой активности я уделяю большое внимание русской народной музыке. С этой целью предлагается использовать 2 типа упражнений:

 

1)- направленные на формирование умения слышать и различать звуки:

- определить, когда закончилось звучание последнего звука (на педали);

- услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;

- различать высокие и низкие звуки;

- различать направление мелодии вверх-вниз.

 

2)- распевания с различными заданиями:

- петь малую терцию вниз (ку-ку); в разных тональностях (после показа);

- петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспонируя его;

- петь малую терцию вниз (имя), мажорное трезвучие(я и-ду);

- петь народные попевки и отрывки из них.

 

Поэтапное формирование песенного творчества.

 

I этап. Накопление опыта общения с музыкой.

 

Задача:

Формирование у детей певческих навыков, развитие музыкального слуха, постепенное подведение к творчеству.

 

Методические указания:

Нахождение верной певческой позиции, естественному звучанию голоса способствуют различные упражнения с восклицаниями «ой», «ох», «ах». Выработке ласкового льющегося звука, сохранению высокой позиции помогает пение колыбельных. Навыки пения «а капелла» развивает ладовое чувство. Формированию красивого звука способствуют песни с игровым содержанием (например «Эхо»). Развитие диапазона идет по методу концентрического воспитания голоса (от примарных тонов). Отношение к дыханию воспитывается как к выразительному средству, связанному с фразировкой. Сначала подбираются песни с короткими фразами. Добиваться пения на опоре, постепенно осваивая «ценное»дыхание. Народные песни с распевом – замечательная школа вокального мастерства. Сначала работа идет с распевом на 2, потом на 3 звука. В работе над гласными девиз: «В пении гласные – река, а согласные – берега». Добиваясь четкой и ясной дикции, активной артикуляции нужно обратиться к народным прибауткам. Хороший эффект дают упражнения Емельянова.

 

Творческие задания:

1. Развитие умения заканчивать песенку на устойчивом звуке.

2. Выбор звука заданной высоты из звуков, исполненных на разных инструментах.

3. Ритмические импровизации на заданные темы (например: «как стучит дождь?»).

4. Сочинение сопровождения на ударных инструментах.

 

II этап. Импровизация простейших попевок и звукоподражаний.

 

Задача:

Формировать у детей способы импровизации простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных жизненных явлений, передать простейшие выразительные интонации.

 

Методические указания:

Зачатки первоначальных творческих песенных проявлений находятся в мотивах, в интонационных оборотах, имеющих тематически выразительное значение. Это мотивы, попевки имитируют реальное звучание окружающего мира, а также передают интонации выразительной речи человека (ауканье, переклички, интонирование своих имен и т.д.). чтобы стимулировать детей к новой деятельности можно использовать кроме народной песни и специально написанные песни – образцы. В них поется о каком-либо знакомом жизненном явлении и дается образец: например, как гудит гудок, жужжит пчела, звучит рожок, позывные горна. Детям после прослушивания песни предлагается подумать (в соответствии с текстом песни) над своими интонациями звукоподражания. При этом подчеркивается, что каждый должен придумать что-то свое. После объяснения надо вторично сыграть фортепианное вступление, затем пропевать песню без сопровождения и предложить ребенку закончить песню по-своему. После детского исполнения нужно проигрывать последние такты песен, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.

 

Творческие задания:

1. Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

2. Импровизировать звучание рожка в русской народной песне «Пастушок».

3. Петь свои имена на 2-3 звука, передавая различные интонации.

4. Вести певческую перекличку («А-у!», «Ты где?», «Иди!», «Иду!»).

5. Импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», «ле-ле».

6. Подражать ритмическому звучанию бубна.

7. Закончить колыбельную, придумать свою мелодию на слоги «баю-баю».

 

III этап. Музыкальные вопросы и ответы.

 

Задача:

Формировать способы импровизации: сочинение окончания мелодии, начатой педагогом; развивать чувство лада.

 

Методические указания.

Детям объясняется, что в песне можно задать «музыкальный вопрос» и дать «музыкальный ответ». Далее исполняются русские народные песенки с наличием вопроса и ответа. Потом предлагается ответить самостоятельно. Чередуя вступление, вопрос, ответ. После детской импровизации всегда звучит фортепианное заключение.

 

Творческие задания:

1. Импровизировать мелодию на слова ответа «У бабушки» «Ладушки» (русская народная прибаутка в обработке И. Римского-Корсакова).

2. Импровизировать мелодию на слова ответа: «Гуси, гуси, где ваш дом?» - «Возле речки под кустом». Упражнение на незнакомый текст в форме музыкального вопроса и ответа: «Зайчик, зайчик, где ты был?» - «На лужок гулять ходил»
Для развития детского песенного творчества можно использовать музыкальное лото. На карточке лото изображены 1-2-3 картинки. Ребенок, выбравший одну-две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст одной-двух-трех строк. Ведущий читает текст, например: утром на опушке квакали лягушки. Ребенок, у которого на карточке лягушка пробует сочинять попевку в удобной для него тональности, после чего получает от ведущего карточку – дубликат и закрывает на карточке лягушку. Затем читается следующий текст по новой картинке. Игра продолжается. Для «зажатых», застенчивых детей можно использовать прием работы с куклами (пою не я, а кукла или мишка и т.д.)

 

IV этап. Сочинение мелодий контрастного характера.

 

Задача:

Формировать способы сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развивать чувство лада (ощущение мажора, минора).

 

Творческие задания:

1. Сочинить и спеть попевку на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!».

2. Сочинить и спеть попевку на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».

3. Сочинить и спеть мелодию, сочетающую два звукоряда. «Танечка идет, весело поет. Танечка упала, всем нам грустно стало» (движение мелодии вверх и вниз).

4. Осознанию детьми мелодий контрастного характера помогает прослушивание и исполнение народных песен контрастного характера мелодии и ритма. Контрасты выстраивают сами дети.

Опыт работы показывает, что такая система работы способствует воспитанию у детей творческой активности, проявляющейся в умении воспринимать, анализировать, сравнивать, исполнять произведения музыкального искусства. Включение народной музыки в работу с детьми обогащает их жизнь: вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями народа, создает положительную эмоциональную обстановку в коллективе . значительную роль в формировании певческих умений и навыков играют здания-упражнения, в процессе восприятия которых совершенствуется дикция, дыхание, звукообразование. Доступные народные тексты позволяют легко найти новые комбинации, видоизменять, улучшать созданное ранее. Использование фольклора при формировании песенного творчества значительно облегчает и ускоряет процесс овладения средствами музыкальной речи для создания детьми собственных сочинений.

 

Таким образом, проведенная работа убеждает в эффективности использования народного искусства для развития творческой активности младших школьников.

 

Прогнозируемый результат:

1. опыт эстетического переживания развитие эмоциональной отзывчивости

2. рост уровня познавательной сферы

3. потребность в общении с музыкой

4. эмоциональное благополучие

5. развитие музыкального слуха

6. овладение навыками пения

7. проявление творческого начала в деятельности ребенка: активности, инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию; овладение умением комбинировать, видоизменять созданное ранее

8. овладение способами импровизации, сочинение простейших попевок.