Теоретическая основа толкования понятия «детское творчество» строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей.

Источником музыкального творчества считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Для решения поставленной проблемы особое значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых-психологов Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ц.И. Киреенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других о психологической природе детского творчества, его развитии средствами музыки.

Как и все другие качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности. Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л.С. Выготский считал «вопрос о творчестве у детей, о развитии творческой работы для общего развития и формировании ребенка».

Доказательством значимости формирования творческих навыков у детей являются работы Б.Я. Яворского.

 

Процесс формирования, по мнению педагога, должен проходить в пять этапов:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях.

3. Импровизирование: двигательное, музыкальное, литературно-речевое.

4. Создание оригинальных композиций (музыкальных, избирательных, пластичных, литературных), являющихся отражением какого-либо художественного впечатления.

5. Музыкальное творчество – сочинение песен (одноголосных, двухголосных, трехголосных), несложных пьес.

 

Идеи Б.П. Яворского комплексности и системности воздействия в УВП доминируют и в современной педагогике.

Использование разных искусств для более глубокого эмоционально-эстетического восприятия музыки школьниками нашло яркое отражение в программе, разработанной Д.Б. Кабалевским, который предлагает на уроках музыки использовать литературу, живопись, скульптуру и другие виды художественного творчества.

В начале 80-х годов исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью.

Было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами:

- Умение поставить творческую цель;

- Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

- Высокая работоспособность;

- Умение находить и решать проблемы;

- Умение защищать свои убеждения.

 

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности этой деятельности. Они не сводятся «к наличным навыкам, умениям или знаниям», но «могут объяснить легкость и быстроту овладения этими знаниями и навыками» (Б.М.Теплов). наряду с общими способностями (способностями ума) выделяют специальные способности, в частности музыкальные. Чем выше развиты общие способности, тем больше предпосылок для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллектуальных сил личности.

Вскрывая звуковысотность как особое свойство музыкальной материи, Б.М. Теплов определяет в качестве способности чувство высоты. Обращая внимание на связи музыкальных тонов, возникающие в результате сопряжения звуков по высоте, он выделяет ладовое чувство. Устанавливая различия музыкальных звуков по длительности и характеру группировки, Б.М. Теплов указывает на необходимость выделения чувства ритма как способности ориентации в длительности звуков в их временной последовательности. Наряду с этими исследователь выделяет и способность к музыкально-слуховым представлениям (музыкальную память) как необходимую для выявления в звуковой материи музыки ее структурных, организующих звеньев – основы постижения целостности образа произведения. Логика, которой следует Б.М. Теплов, - это логика движения от объективно-звуковых (физических) качеств музыки к индивиду как субъекту воспринимающей деятельности.

При создании условий для развития творческих способностей младших школьников, мы руководствовались периодизацией детства, схему которой разработали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Ведущая деятельность детей от 6-10 лет – учебная. На ее основе у школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.

Психолог Тарасов Г.С. характеризует возраст младших школьников как возраст целеобразования. Воспитание способности к целевой регуляции деятельности формирует у детей такие качества как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

Существует несколько способов педагогически эффективного воспитания таких качеств личности. Во-первых, через обнаружение и осознания школьником значимости цели. Во-вторых, когда отдаленная и трудная цель в ходе работы «дробится» на промежуточные цели, в своей совокупности составляющие данную цель.
Нужно отметить, что в учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно - перцептивная и интеллектуально – волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально – выразительной активности.

Развитие музыкального слуха – необходимое условие для развития музыкальных способностей. Профессор А.Н. Леонтьев в своей книге «Проблемы развития психики» выделил определяющую роль голосового аппарата в формировании музыкального слуха. Если вокально-моторное звено не включено в процесс восприятия частоты звуков, то это приводит к явлению настоящей «звуковысотной глухоты». Эту же мысль подтверждает в своей работе Золтан Кодай. Он рассматривает пение как необходимый вид деятельности, поскольку разучивание мелодий путем их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия, основы всей музыкальной деятельности.