Сегодня для подготовки специалиста любой области одних знаний не достаточно. Нужны люди, способные к эврической деятельности, обладающие значительным личностным и профессиональным потенциалом. Современная система образования должна обучать искусству пользования знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы и находить пути решения в любой области жизни. Обществу нужны люди, способные к творческой деятельности. Творческий человек – это инициативный и самостоятельный в мышлении, способный к адаптации и самореализации.

 

Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, ибо эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкально эстетического образования. И самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность. Пение – ведущий способ музыкальной деятельности. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового и метроритмического чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения ( а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. Эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе поведения человека. Пение имеет здоровьесберегающий эффект. Оно не только доставляет поющему удовольствие, но и развивает слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Требования современного общества к воспитанию нового поколения не соответствуют режиму преподавания музыки в школе (1 час в неделю). В России 45-50% первоклассников не посещали дошкольные образовательные учреждения, в результате чего не сформировалась вторая сигнальная система. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении курса начальной школы. А именно 6-7 лет – это благоприятный период для формирования и развития у ребенка способностей. К тому же отсутствие музыкального воспитания в дошкольном возрасте ведет к противоречию речевого и музыкального слуха, что в дальнейшем вызовет проблемы с координацией слуха и голоса. На решение этих проблем направлен опыт. Приобщение детей к вокальной деятельности помогает решить проблемы, так как отвечает следующим требованиям:

 

1) личностно – ориентированное обучение;

2) целенаправленность деятельности;

3) учет возрастных психофизических способностей учащихся;

4) разнообразие форм и методов;

5) творческий характер деятельности.

 

В опыте отражено:

- понятие детского музыкального творчества;

- источники его возникновения;

- предпосылки в его развитии;

- взаимосвязь воображения и творчества;

- взаимосвязь творчества и обучения;

- основные этапы формирования творчества школьников через песенное творчество;

- методы и приемы активизации творческих проявлений детей в процессе вокального хорового воспитания.

 

«Без музыки ни одно учение не может быть совершенным»,-сказал З. Кодай.

 

С этим нельзя спорить. Музыка развивает общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Пение – не только эмоциональное и выразительное исполнение произведения, но и процесс активного усвоения закономерностей музыкального искусства в опоре на восприятие музыки. Выразительность исполнения невозможна без осознания смыслового содержания словесного текста, особенностей интонационного музыкального развития и их взаимосвязи.

 

Большие возможности для формирования качеств творческой личности лежат в фольклоре. Общение с народным творчеством оптимизирует фантазию, воображение, интеллект, артистичность. Вокальное воспитание, основанное на народной песне, активизирует слух, способность к варьированию, импровизации чувства ансамбля и полифонического мышления. Поэтому возможность преподавания музыки вторым часом в неделю я использую для развития творческой активности детей прежде всего через народное музыкальное искусство. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.