« … главным источником интереса обучаемых к предмету
является хорошо организованный процесс обучения, обеспечивающий успех...
следует « давать объективную основу для выработки личного
отношения к предмету и дополнять ее примером своего личного отношения…»1

 

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

- активизация мыслительной деятельности учащихся ;

- оптимизация образовательного процесса;

- организация самостоятельной работы учащихся.

 

Какие же формы и методы обучения помогут реализации этих задач?

 

Мне кажется, что для решения перечисленных задач необходимо сочетание активных, интерактивных и пассивных методов, соотнесение их выбора с возрастными особенностями учащихся, их интересами и даже настроением, их уровнем подготовки, а также с целями занятия.

 

1. Для нас наиболее актуальны продуктивные методы обучения (деление на непродуктивные и продуктивные предложено еще Поповой Н.И. в 20-е г. XX века она выделяла пассивные и активные методы. Подробнее см. Попова Н.И. «К вопросу о классификации методов образовательной работы». Москва, 1927г.), которые имеют ряд преимуществ:

- подготовка к режиму вузовского обучения;

- формирование информационной компетенции, а также презентационной, исследовательской;

- самоактуализация личности учащегося.

 

Именно они органично связанны с целями современного образования – воспитание гражданина, лично ответственного за свое благополучие и благополучие общества, компетентного профессионала.

 

Активные методы обучения позволяют задействовать не только сознание ученика, но и его чувства и волю, то сеть включить в процесс обучения «целостного человека». Это является наиважнейшим в формировании гражданской компетенции, так как современный гражданин это человек нравственный.

Ясно, что данные методы применимы и в организации исследовательской деятельности учащихся.

В процессе определения методов нельзя было не учесть и такие как методы мотивации познавательной деятельности; а в нашем случае исследовательской деятельности:

-эмоциональные: поощрение – порицание, учебно–познавательные игры,. создание ситуации успеха, свободный выбор заданий.

-волевые: предъявление учебных требований до изучения материала; совместная их разработка.

-познавательные: учет познавательных интересов, мозговая атака, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

-социальные: поощрение взаимопомощи, поддержание заинтересованности результатами коллективной работы.

 

Среди форм обучения в рамках элективных занятий наиболее приемлемы будут семинары, дискуссии, индивидуальные консультации, самостоятельная работа в виде самоподготовки по учебной литературе.

Для успешной реализации разработанных мною программ элективных курсов и достижения намеченных задач можно использовать следующие приемы.

 

Анализ проблем.

 

Пример: тема занятия элективного курса «Уровень моей правовой культуры»

 

Групповая работа.

 

Данная форма идеально подходит для начальной стадии исследования, когда формулируется проблема. Позволяет в поиске и решении проблем, требующих актуализации знаний, увидеть за повседневными фактами какое-то важное явление или закономерность. Условием успешности здесь будут связь с повседневностью, личным опытом.

Ученикам можно предложить анкету, после заполнения которой можно организовать дискуссию:

1.Какая информация необходима для выявления особенностей нашей правовой культуры? («мозговой штурм»).

2.Анализ информации (есть ли противоречия в изложении или с действительностью; пробелы).

3. Формулировка проблемы (в виде вопроса, который подразумевает ответ «да» или «нет»).

Например, «Уровень очень низкий».

Почему? - «Мало знаний, часто преобладают эгоистические мотивы, если уверены в безнаказанности, можем нарушить нормы, например, Устав школы.

4.Кто или что может проблему решить? (закон, орган, мы). Обсуждаем, что по силам органам власти, а что нам.

5.Наше видение решения (аргументированное).

 

Дискуссию по данному вопросу можно оценить следующим образом:

 

Положительные баллы
Отрицательные баллы
Занял позицию по какому-то вопросу
Выступал с замечанием
Доказывал, предоставлял фактическую информацию
Вовлек в обсуждение другого
Задавал вопросы
Использовал аналогию
Определял противоречия
Невнимателен
Отвлекал других
Выступал не по теме
Не дал возможности высказаться другим
Делал личные нападения на участников дискуссии

 

Методика «Дерево решений».

Пример: тема «Поиск путей решения проблемы с учетом реальных ресурсов».

Эту форму мы с учениками особенно полюбили, так как она позволяет обдумать целый набор вариантов решения поставленной проблемы. Выбрать оптимальный путь, организовать интеллектуальный поиск.

 

Проблема – «Гражданскому обществу необходимы компетентные граждане, обладающие высоким уровнем правовой культуры

Вариант решения №1:

Государство должно разработать соответствующие законы и отвечать за их реализацию.

Преимущества………… Недостатки…………..

 

Вариант решения №2:

Общество должно активизировать свою деятельность через общественные объединения, реализацию избирательного права.

Преимущества………… Недостатки…………

 

Вариант решения №3:

Все должно начинаться с моих поступков и моих конкретных дел.

Преимущества…………. Недостатки…………

 

Пути и варианты решения можно набросать путем « Мозгового штурма».

Можно разделить учащихся на малые группы. Они представят свои «Дерева решений». Провести голосование по вариантам решений.

Для оценивания работы в малой группе можно прибегнуть к методу самооценивания:

 

Как хорошо я работал со своими товарищами всегда обычно иногда никогда
Я сотрудничал с другими        
Я усердно работал над заданием        
Я высказывал новые идеи        
Я вносил конструктивные идеи        
Я подбадривал остальных        

 

Обоснование собственной позиции.

 

Пример: тема «Заседание по вопросу «Соблюдение прав человека в школе».

Эта методика сочетает в себе плюсы интерактивных, активных и пассивных методик. Методика является способом проверки понимания учащимися как материала, так и проблемы.

Как алгоритм для работы используется ПОПС-формула (автор – профессор права из ЮАР Дэйвид Маккойд).

п – позиция ( я считаю, что права не всегда(всегда)соблюдаются…)

о – обоснование (…потому, что мы сами не все права знаем, путаем их с обязанностями…)

п – пример (…например, раньше я считал, что я имею право не учить уроки, если мне не хочется это делать…)

с – следствие (…поэтому я часто получал неудовлетворительные оценки и злился на учителей…).

 

При оценивании (или самооценивании) использования ПОПС – алгоритма, можно воспользоваться следующим образцом:

П - позиция

-ясно сформулирована

- кратко сформулирована

- сформулирована доступным для понимания образом

О – объяснение

- есть ссылки на различного рода социальные нормы

- объяснение убедительно

П – пример

- интересен

- значим для общества

- есть ссылки на различные источники

С – следствие

- кратко повторена суть позиции

- подведен итог выступлению

- предложены конкретные действия по решению проблемы

 

Дополнительные критерии оценки:

способность выявить противоположные позиции

способность аргументировать противоположную позицию

способность определить ценности, участвующие в конфликте

способность объяснить противоположную позицию

Сократический диалог

Пример: тема «Как права человека взаимосвязаны с обязанностями?»

Данный вид организации работы способствует подготовке учащихся к самостоятельности в исследовательской работе.

Вопросы: учитель – ученик, ученик – учитель, ученик – ученик.

Цель вопросов:

- вызвать интерес;

- стимулировать активность;

- оценить уровень знания и понимания;

- подвести итоги.

 

Шаг №1.Обозначение проблемы.

 

1.О чем говорят эти слова «Права и обязанности человека – две стороны одной монеты»?

2.Содержит ли это высказывание противоречие-проблему?

3.Одинаково ли мы понимаем эту проблему?

4.Как мы можем определить ее одним предложением?

Учащиеся формулируют так: Часто мы понимаем неверно свои права, не можем сформулировать свои обязанности, потому что легче понимать эти вещи так, как выгодно нам, взрослые не могут на нас повлиять.

 

Шаг №2.Конкретизация, поиск подходов к решению.

 

1.Можем ли разделить ответы на группы, действительно ли группы представляют разные аспекты проблемы?

2.Делимся на группы (каждая представляет определенный подход):

  1 я группа – «У детей могут быть только права!»

  2-я группа – «У детей есть и права и обязанности!»

  3-я группа – «Знать точно свои права и обязанности вовсе необязательно, ведь взрослые все за нас решают!»

 

Шаг №3.Обсуждение.

 

1.Преимущества и недостатки подходов.

2.Можем ли мы выделить некое общее мнение или направление действий?

3.Подведение итогов (увидели ли мы новые аспекты проблемы, какое противоречие делает эту проблему сложной).

 

Шаг №4. Преход к действию (если обсуждение было продуктивным, если нет, учитель анализирует ситуацию, может предложить на следующем занятии лекцию-беседу).

 

1.Как мы можем использовать полученные знания?

2.Какие действия можно предпринять на основе общности взглядов?

 

Таким образом, любая лекция может стать началом исследования, воплотиться в исследовательский проект.

 

«Особые «сократовские» вопросы».

Данный прием позволяет организовать совместную деятельность учащихся и учителя, каждый таким образом будет вносить в процесс познания свой индивидуальный вклад, обмениваясь мнениями, знаниями и идеями.В ходе таких диалогов дети учатся критически мыслить, решать проблемы, взвешивать альтернативные мнения.

Пример: тема «Что можно исследовать и как».

В рамках данного занятия учащимся можно предложить исследовать проблему «Нужна ли смертная казнь?»

 

1.Прямые, уточняющие, проясняющие.

Что ты имел в виду?

Сформулируй по – другому, можешь?

 

2.Вопросы с использованием аналогий.

Не похоже ли будет тогда положение заключенных на положение рабов? Почему?

 

3.Вопросы, помогающие встать на другую точку зрения.

А что сказали бы тебе в ответ приговоренные к смертной казни?

 

4.Вопросы с использованием псевдовыводов или крайних позиций.

Твоя аргументация строится на позиции «око за око, зуб за зуб». Не значит ли это, что преступник, выбивший глаз, должен быть лишен глаза?

 

Все вопросы должны быть открытыми. За закрытыми вопросами должно следовать: «Почему ты так считаешь?»

 

Работа с документами.

 

Важной составляющей исследования является работа с документами.

Пример: тема «Как читать Конституцию?».

1.Что за документ (вид, название, юридическая сила).

Как соотносится Конституция РФ и другие нормативно-правовые документы.

2.Цель создания Конституции и ее цели.

3.Когда и где создан документ (значение времени написания документа).

4.Части документа.

5.Содержание каждой части.

6.Достиг ли документ цели (почему). Как этот документ применяется в жизни? Какие проблемы возникают в связи с его применением? Как бы ты изменил документ? Какое значение документ имеет для тебя, нас, школы, общества?

«Займи позицию».

Пример: тема «Идеальная» правовая культура».

Метод полезен как вводное упражнение, для того, чтобы показать разнообразие мнений по теме, дать возможность учащимся практиковаться в конструктивном общении. Рассматривая полярные позиции по дискуссионной проблеме, учащиеся:

- знакомятся с альтернативными позициями,

- прогнозируют последствия индивидуальных позиций для общества, нас, школы, себя,

- на практике используют умение отстаивать свою позицию, выслушивать мнения других.

 

Порядок проведения.

 

Предварительно:

1. Сформулировать дискуссионный вопрос (Уровень моей правовой культуры зависит только от моих собственных усилий?)

2. Подготовить шкалу мнений:

да скорее да скорее нет нет
 

При проведении:

1. Задать вопрос, дать время подумать.

2. По ПОПС - формуле объяснить свою позицию.

3. Позицию можно менять, если аргументы другого убедили.

4. Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросить учеников, занимающих разные позиции, повторить как они поняли аргументы другой стороны.

5. Подвести итоги:

-оценить аргументы участников, выбрать наиболее убедительные аргументы, наиболее обоснованные,

-а также проанализировать количественное соотношение сторонников разных позиций, сравнить это соотношение с общественным мнением;

-обсудить при каких условиях возможно изменение позиции;

-рассмотреть последствия позиций.

 

Оценка убедительности выступления – презентации.

 

Культура речи Интонация, паузы, четкость
Вид презентации Эффективность технологии выступления
(компьютерная презентация, схемы, таблицы, иллюстрации)
Структура Информация организована логично
Убеждение Последовательная аргументация
Знание Полнота, современность; знание позиции оппонентов
Ответы Полные, убедительные
Последствия Видит ли выступающий позитивные и негативные стороны своей презентации

 

В процессе реализации программ элективных курсов я столкнулась с проблемой оценки деятельности учащихся, которую трудно оценить обычными методами.

 

Наиболее приемными критериями оценки я считаю следующие:1

1. Точность представленной (собранной) информации.

2. Количество (разнообразие) фактов, деталей, примеров.

3. Умение анализировать информацию

4. Знание терминологии

5. Умение работать в группе

 

Однако, каждый из пяти критериев очень емок и пластичен, что опять же дает широкую возможность трактовки и оценивания.

 

Единственный путь, который решает эту проблему – четкие критерии, хорошо известные ученикам (1). И (2) хорошо известные ученикам стратегии оценивания:

- Наблюдение (выбираются показатели, которые будут отслеживаться в течение занятия и учащиеся, которые будут оцениваться).

- Самооценка учащихся.

- Игровой метод оценивания (например, 1 балл за правильно разгаданный пункт кроссворда)2.


1. более подробно см.: Певцова Е.А. Современные технологии обществоведческого и правового образования. Методические рекомендации. Москва. 2001.

2. См. Гутников А., Пронькин В., Элиасберг Н. Живое право. Книга для преподавателя. Том 1. Санкт – Петербург. 2000, с.94-107.