Вселенский опыт говорит, что погибают царства
Не от того, что тяжек быт или страшны мытарства,
А погибают от того (и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава
Требования, предъявляемые сегодня к выпускникам школы, очень высоки.
Гражданскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, мобильные, конструктивные, ответственные за свою судьбу и судьбу страны («Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.»).
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретают те направления, содержание которых обеспечивает развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся.
Необходимо создавать условия для формирования личности, подготовленной к эффективной профессиональной деятельности в условиях растущей интеллектуализации производства, перехода к экономике, основанной на высоких технологиях. Ясно, что первоочередной задачей для реализации стратегии модернизации является формирование и повышение уровня правовой культуры, как всего общества, так и его потенциала - подрастающего поколения (Закон Владимирской области «О целевой программе «Повышение правовой культуры населения Владимирской области на 2006-2010 гг.»).
Эти условия возможно смоделировать в образовательной среде, которая в отличие от среды естественной поддается регулированию субъектов. Эти две среды составляют вместе единое пространство. Чем лучше законы устройства этого пространства осознаются человеком, тем более он готов к самореализации в обществе.
Очевидно, что для осознания норм естественной среды (общества) человек должен быть компетентен, а для формирования компетентностей необходима «система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения…»(«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»).
Каким же образом возможна реализация перечисленных социально-значимых целей? Ведь в решение этой проблемы затруднено следующими противоречиями:
- расхождение программных требований школы и ВУЗа, провоцирующие перегрузку учащихся классов с углубленным изучением предметов и профильных классов и фактически не дающее возможности для организации самостоятельной работы по предмету, а последняя важна для организации исследования;
- требования современного информационного общества к своим гражданам и потенциальные возможности, уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
- запрос современной школы на социально-активную личность, способную к самореализации и самоопределению и ограниченность традиционных методов обучения;
- уровень социального заказа и реалии жизни;
- уровень желаемой и реальной правовой культуры: причем пробелы обнаруживаются на всех трех «этажах» правовой культуры-«знания», «убеждения», «поведение» (анализ данных анкетирования учащихся трех ступеней показывает, что даже «низший этаж» правовой культуры («знаниевый») сформирован недостаточно).