О результативности коррекционно-развивающей программы свидетельствуют количественные и качественные показатели сравнительных исследований и наблюдений.

Все учащиеся 2 и 3 СКК VII вида имеют удовлетворительную успеваемость, у отдельных учащихся с переводом в СКК было отмечено улучшение успеваемости.

Освоив на коррекционно-развивающих занятиях приёмы, помогающие воспринимать, запоминать, воспроизводить информацию и т.д., дети используют их на уроках, что свидетельствует об их способности преодолевать школьные трудности с опорой на имеющиеся ресурсы (задача, поставленная программой).

Улучшение качественной оценки результатов учебной деятельности доказывает уменьшение количества ошибок в письменных работах детей, увеличение техники чтения школьников, развитие способности высказывать на уроке свое мнение, методом проб и ошибок искать правильное решение, что говорит о наличие у детей познавательной потребности, учебной мотивации. Данный факт подтверждается также диагностическими обследованиями (См. Приложение № 3).

Сравнительный анализ учебной мотивации показывает, что при создании в 2001-2002 учебном году 2 «Б» СКК VII вида

34% (4 человека) имели в нем негативную мотивацию,

66% (8 человек) – внешнюю мотивацию.

К концу второго класса с негативной мотивацией в классе было 8% (1 человек), появились учащиеся с учебной 24% (3 человека) и познавательной 8%(1 человек) мотивацией.

В 2002-2003 учебном году (3 класс) детей с негативной мотивацией не осталось, с учебной увеличилось до 60% (7 человек), с познавательной до 24% (3 человека).

Диагностическое обследование учащихся СКК VII вида, созданного в 2002-03 учебном году показывает, что в начале 2002-03 учебного года яркое нежелание учиться присутствовало у 24% (3 человека), внешняя мотивация отмечалась у 76% (9 человек).

В 2003-04 учебном году лишь 16% (2 человека) ориентировались на внешнюю сторону обучения, у остальных ребят мотивация носила учебный 60% (7 человек) и познавательный 24% (3 человека) характер.

Знакомство с психическими процессами в образном плане, рождает у школьников желание изучать и развивать их у себя, а систематическое использование коррекционно-развивающих упражнений активизирует психическую активность детей (решается задача развития и активизации психических процессов).

Диагностическое обследование интеллектуальной сферы показывает, что в процессе обучения в СКК VII вида у детей отмечается динамика развития психических процессов (см. приложение № 3).

Например, 66% (8 человек) 2 «Б» СКК VII вида в начале 2001-2002 учебного года имели низкий уровень интеллектуального развития, 34% (4 человека) – ниже среднего. В результате специально организованной коррекционно-развивающей работы уже в конце 2001-2002 учебного года был отмечен прогресс – низкий уровень 50% (6 человек), ниже среднего – 42% (5 человек), средний – 8% (1 человек).

В третьем классе средний уровень интеллекта диагностировался у 24% (3 человека).

Положительная динамика прослеживалась и в СКК VII вида созданного в 2002-2003 учебном году. На момент формирования 50% (6 человек) имели низкий уровень интеллектуального развития, 50% (6 человек) - ниже среднего. К концу 2 класса у 16% (2человека) уровень интеллекта стал соответствовать возрастной норме, в 3 классе (2003-2004 учебный год) этот показатель увеличился до 34% (4 человека). Для учащихся с тотальным недоразвитием хорошим результатом является отсутствие регресса развития (возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял).
О результативности коррекционно-развивающие программы свидетельствуют факты перевода отдельных учащихся из СКК VII вида в классы возрастной нормы.

В процессе обучения в СКК VII вида у детей развивается способность замечать даже минимальные продвижения, способствующие переживанию успеха, удовлетворенности собой, своей деятельностью, постепенно формируется объективная самооценка (см. приложение № 3).

Если в начале 2001-2002 учебного года лишь 16% (2 человека) 2 «Б» СКК VII вида имели объективную самооценку, то к концу года количество таких детей увеличилось до 42% (5 человек), а в 2002-2003 учебном году адекватно оценить свои возможности и способности могли 66% (8 человек).

При формировании 2 «В» СКК VII вида в 2002-2003 учебном году объективная самооценка присутствовала у 16% (2 человека), а в 2003-2004 учебном году она была сформирована у 76% (9 человек).

Коррекционно-развивающие занятия также способствуют развитию у школьников умения работать над проблемой, сотрудничать, выполнять творческие задания. Большинство ребят обнаруживают в себе силы не только в учебе, но и во внеклассной деятельности. Они активно участвуют во всех школьных делах, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях, КТД.

Таким образом, данные результаты доказывают, что опыт работы по развитию познавательной активности учащихся СКК VII вида с учетом их индивидуальных способностей и возможностей реализует поставленную цель – создание для школьников с отклоняющимся развитием благоприятных условий для успешного обучения и личностного роста.