Предлагаемый опыт нацелен на создание для учащихся с отклоняющимся развитием благоприятных условий для успешного обучения и личностного роста с опорой на зону ближайшего развития. Программа курса построена с учетом особенностей детей СКК VII вида. Учащиеся данных классов на первоначальном этапе обучения показали недостаточную готовность к усвоению учебной программы. Для них характерна низкая работоспособность, длительный период врабатывания, быстрая утомляемость, низкий уровень развития интеллектуальных процессов, речи, слабая волевая регуляция. У многих отмечаются нарушения эмоционально-личностной сферы, возникшие вследствие длительного воздействия на ребенка психотравмирующих факторов.

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 34 учебных часа для 2-х СКК VII вида и на 34 часа для 3-х СКК VII вида. Занятие включаются в основное расписание и проводятся один раз в неделю в форме урока. Форма урока была выбрана потому, что данная развивающая работа обычно для детей, она привычно ставит их на учебно-познавательную позицию, дает возможность использовать знакомую деятельность – выполнение заданий в рабочей тетради, фронтальная работа, работа в микро группах и т.д.

Содержание курса отобрано, исходя из поставленных задач, обозначенных выше (см. раздел «Актуальность и перспективность опыта»).

Программа предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Степень сложности заданий варьируется в зависимости от потенциальных возможностей ученика.

Для учеников 2-х классов первоначально планируется введение в мир психологии, актуализация процесса самопознания и саморазвития, затем учащиеся знакомятся с ролью внимания, памяти, воображения в учебной и повседневной деятельности, выполняют задания, способствующие развитию данных процессов. В 3 классе продолжается изучение внутреннего мира – восприятия, логического и творческого мышления.

Последний раздел программы ориентирован главным образом на работу с эмоционально-личностными нарушениями.

Таким образом, программа для 2-ого и 3-го СКК VII вида состоит из четырех основных блоков:

 

2 класс

 

1. Самопознание

2. Внимание

3. Память

4. Воображение

 

3 класс

 

1. Восприятие

2. Мышление

3. Творчество

4. Эмоции и чувства

 

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения.

Каждое занятие начинается с рефлексии предыдущего и заканчивается получением обратной связи. На занятиях используется только качественная оценка и самооценка деятельности детей.
Для активизации психических процессов в начале урока проводятся различные упражнения («Ассоциация», «Слово по кругу» и др.)

При изучении первого раздела программы «Самопознание» во 2 СКК VII вида большое внимание уделяется игровым упражнениям, иллюстрирующим теоретические вопросы, что в свою очередь повышает мотивацию учащихся.

Активно используется метод неоконченных предложений, хорошо диагностирующий потребности, желания и привычки детей (я злюсь когда …, я радуюсь когда …, я люблю …, я надеюсь…и т.д.).

Метод сказкотерапии и арттерапии используемый на протяжении всего курса, позволяет лучше понять и представить значимость развития отдельных психических процессов и личностных качеств, помогает учащимся поверить в возможность изменений с признанием права на ошибку.

Для того чтобы актуализировать значимую проблему в сознании школьников используются специально организованные дискуссии. Для учащихся СКК VII вида данный вид деятельности является достаточно сложным. Высказывание версий происходит лишь в спокойной, доверительной обстановке, в ситуации безоценочного принятия идей. Первоначально участники бывают зажаты, но постепенное освоение метода позволяет использовать его для решения проблемных задач, подведения к понятиям. Сложные понятия учащимся также помогает освоить образное сравнение (см. раздел «Ведущая педагогическая идея»).

Начиная со второго раздела программы большое внимание, уделяется развивающим упражнениям, направленным на коррекцию трудностей в обучении.

Первоначально основной акцент делается на развитие внимания. Поскольку способность сосредоточиться на учебной деятельности является для данных учащихся наиболее значимой.

Для этой цели используются корректурные пробы, деформированные и разрезанные тексты, словесные пирамиды и т.д.

При изучении других разделов программы «Память», «Воображение» (2кл.), «Восприятие», «Мышление» (3кл.) используются игры и упражнения направленные на развитие этих психических процессов (упр. «Поиск буквы среди других», «Где спрятался звук?», «Найди и коснись» и т.д.). Учащиеся выводят правила запоминания, осваивают эффективные приемы, помогающие преодолевать школьные трудности.

Например, чтение текста с помощью специальных решеток позволяет увеличить технику чтения, сопровождение речи определенными движениями помогает запомнить информацию.

Обучение школьников методу пиктограмм дает возможность включать в урок знаковые условные обозначения, на которых в нужный момент фиксируется внимание детей. Освоение данного метода также позволяет учащимся самостоятельно или с помощью педагога составлять схемы и памятки к правилам на уроках русского языка и математики.

С раздела «Память» в занятия кроме коррекционно-развивающих упражнений включаются задания, направленные на работу со словарными словами методом симультанного чтения (см. раздел «Новизна опыта»).

Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д. Например, по опорному слову вспомнить весь набор словарных слов рассказа, получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п.

Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся «Сфотографируют» его на карточке, им предлагается:

- написать буквы этого слова в алфавитном порядке,

- выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные,

- Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.п.,

- выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца)

- дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола),

- используя буквы слова, составить другие слова

 

Работе со словарными словами уделяется в программе основное внимание. Она начинается во 2 классе и продолжается в 3 классе в разделе «Мышление». Задания строятся таким образом, что кроме развития основных психических процессов, у учащихся идет отработка учебных навыков – правильного написания словарных слов, что в свою очередь улучшает успеваемость и повышает учебную мотивацию.

При изучении раздела «Воображение» (2 кл.) и «Творчество» (3кл.), ребята активно выступают в роли творцов и исследователей, создавая новые образы, преобразуя и видоизменяя старые (работа со сказочными зачинами И.Вачкова, «Волшебными красками», пластилином и т.д.). В данном случае дети являются хозяевами ситуации, самостоятельно организуют свою деятельность индивидуально или в микрогруппах. Это дает им возможность проявить собственную познавательную активность, реализовать имеющиеся ресурсы.

Последний раздел программы «Эмоции и чувства» (3 класс) направлен на коррекцию и развитие эмоционально-личностных проблем. В занятия включаются задания, обучающие детей навыкам эффективного взаимодействия друг с другом, поскольку от эмоционального самочувствия, микроклимата в коллективе во многом зависит эффективность восприятия учащимися учебной информации. Для этой цели используются упражнения: «Мимическая гимнастика», «Эти разные слова» и др.

Критерием эффективности курса можно считать положительные результаты учебно-воспитательного процесса в классах СКК VII вида, достигнутые путем тесного взаимодействия педагога-психолога и учителя. Построение с одной стороны коррекционно-развивающих занятий на основе программного материала и использование с другой стороны на основных уроках психологических методов и приемов.

Описанная технология позволяет психологу и учителю совместно решать личностные и интеллектуальные проблемы школьников.