За теоретическую базу опыта мною взяты труды классиков российской психологии и дефектологии А.Н.Леонтьева, В.В. Лебединского, А.Р.Лурия и современных отечественных педагогов-психологов М.Битяновой, Л.Ясюковой, И.Левченко и нейропсихологов М.Семаго, А.Семенович, но основой опыта является учение Л.С.Выготского об аномальном развитии.

Согласно имеющимся исследованиям, у детей с отклоняющимся развитием в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций, что значительно затрудняет адаптацию и обучение детей в условиях массовой школы.

Однако Л.В. Выготский также определил возможную компенсацию нарушений у детей с отклоняющимся развитием в виде «зоны актуального ближайшего развития».

Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Это выявляется в процессе сотрудничества ребенка и взрослого при усвоении новых способов действий.

На этапе пропидефтики при определении потенциальных способностей и возможностей первоклассников, одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Большое значение имеет принцип комплексного целостного изучения ребенка. В качестве диагностических материалов используются экспериментальные методики патопсихологии С.Я. Рубинштейн, Л.Ясюковой, методики М.Семаго и др.

Только в том случае, если в течении первого года обучения все необходимые и возможные меры помощи, оказанные ребенку в условиях обучения общеобразовательного класса не дали положительных результатов , ставится вопрос о направлении учащихся на ПМПК с целью зачисления его в СКК VII вида. Критерием направления является предположительный психологический диагноз, основанный на типологии отклоняющегося развития (классификация Н.Семаго):

- Тотальное недоразвитие (тормозимо-инертный тип)

- Тотальное недоразвитие (простой уравновешенный тип)

- Парциальная несформированность регулярного компонента деятельности

- Парциальная несформированность психо-речевого развития

- Парциальная несформированность развития смешанного типа

- Темпово - задержанное развитие

- Поврежденное развитие (диффузно-поврежденный тип)

- Микросоциальная (педагогическая) запущенность

 

При непосредственном проведении коррекционно-развивающих занятий с учащимися СКК VII вида обязательными являются принципы научности, индивидуальности, единства диагностики и коррекции.