Говорить о результативности воспитательной работы можно только с позиции «здесь и сейчас», т.к. воспитательный результат отсрочен во времени на длительный период и возникнуть может внезапно.

 

В целях выявления результативности описываемого опыта использовались:

• педагогические наблюдения за отношением детей к выполнению творческих работ, за их поведением, эмоциональным состоянием, активностью в ходе проведения мероприятий;

• анкетирование детей;

• психологические тесты, направленные на выявление уровня сформированности межличностных отношений в классном коллективе, проводились специалистом ДООЦ Леонтьевой В. В., с которой наша школа тесно сотрудничает ряд лет. На этапе обучения учащихся в начальной школе при выявлении уровня формирования основ гражданской позиции через педагогические наблюдения мы можем рассмотреть:

1) отношение детей к выполнению творческих заданий определенной тематики по таким критериям как: желание, аккуратность, цветовое решение, оригинальность;

2) поведение ребят, их активность и эмоциональное состояние в ходе тематических мероприятий.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

 
1 кл.
2 кл.
3 кл.
Желание
11 ч.
17 ч.
20 ч.
Аккуратность
7 ч.
10 ч.
17 ч.
Цветовое решение:- ярко
6 ч.
9 ч.
15 ч.
Цветовое решение:- бледно
23 ч.
21 ч.
13 ч.
Оригинальность
-
8 ч.
13 ч.
Активность
9 ч.
16 ч.
Творческий подход
8 ч.
13 ч.
Заинтересованность
11 ч.
19 ч.

 

Сравнив полученные в ходе педагогического наблюдения результаты, можно сделать вывод, что целенаправленное включение эколого-краеведческого материала в УВП позволяет добиться высокого уровня ответственности за выполняемое дело хорошего уровня активности детей при организации и проведении внеклассных мероприятий.
Анкетирование детей и их родителей было направлено на:

1) выявление уровня воспитанности учащихся;

2) изучение уровня школьной мотивации.

 

Определение уровня воспитанности учащихся проводилось по методике Н.П. Капустина. В таблице-анкете ребенок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Затем вычисляется средний балл и по шкале определяется уровень воспитанности ученика. Анкетирование проводилось во 2 и 3 классах.

 

Результаты занесены в таблицу:

 

высокий уровень
хороший уровень
средний уровень
низкий уровень
всего учащихся
2 класс
10 ч.-37%
11 ч. - 40,7%
2 ч. - 7,4%
4 ч. - 14,8%
27 чел.
3 класс
16 ч.-64%
6 ч. - 24%
3 чел. - 12%
-
25 чел.

 

В приведенной таблице хорошо видно, что организованная работа по формированию основ гражданской позиции оказала положительное влияние на отношение к ребят к природе, к школе, к себе, учебной и трудовой деятельности. И в третьем классе значительно возрастает высокий уровень воспитанности и совсем исчезает низкий. Следовательно, на очереди работа с ребятами, имеющими средний уровень воспитанности, максимальное приближение их к более высокому уровню воспитанности. (Таблица-анкета и сводный лист данных изучения уровня воспитанности прилагаются).

Изучение уровня школьной мотивации учащихся проводилось по анкете, разработанной Лускановой Н.Г. Результаты, полученные в ходе анкетирования оформлены в сводной таблице по каждому ученику и в виде диаграмм в целом по классу.

Рассматривая диаграммы формирования уровня школьной мотивации учащихся, можно увидеть, что в 1 классе обучалось 3,4% учащихся с негативным отношением к школе, к одноклассникам и 20,7% учащихся с низким уровнем школьной мотивации.

Однако, в ходе индивидуальных и групповых занятий специалистов психолого-логопедической службы школы, педагогических бесед учителя с родителями этих учащихся, создания психологического комфорта учебного пространства, становления доброжелательных отношений в классе негативизм у ребят постепенно исчезает, часть детей, имевших низкую мотивацию приобретают положительное отношение к школе. Количество ребят с нормальной мотивацией с 24% в 1 классе становится 20% в 3 классе, но при этом высокая мотивация возрастает с 14,4% в 1 классе до 56% в 3 классе. Группу риска составляют теперь 8% учащихся, имеющих низкую мотивацию.

Мы считаем, что положительная динамика уровня школьной мотивации стала следствием грамотно организованного учебно-воспитательного пространства школы. Школа ребят не отягощает, они стремятся сюда не только за знаниями, но и ради общения. (Анкета по определению уровня школьной мотивации и карта ответов для ученика, карта с ключом ля обработки результатов учителем прилагаются).

С целью определения детских приоритетов в отдельный временной отрезок была составлена и проведена рисуночная проба во втором класе и словесное анкетирование в третьем классе.

 

Инструкция к выполнению рисуночной пробы:

• поставь свое Я в центре листа;

• по кругу нарисуй (или напиши) школа, моя семья, любимая книга, игрушка, лакомство, лучший друг, город или место в городе, где тебе хорошо;

• от Я проведи стрелки к рисункам и около каждого рисунка поставь номер выбора:

 - что бы сейчас выбрал самое первое? (стрелка №1);

 - если бы этого не было, тогда бы что выбрал? (стрелка №2)

Так работа продолжается по уменьшению значимости предмета.

 

Анализ детских рисунков показал, что в большинстве случаев на первое место дети ставят семью, на второе - игрушки и друга, на третье - книгу, на четвертое - лакомство, на пятое - любимый город или место в городе, на шестое - школу.

После проведенной систематической работы в урочное и внеурочное время с включением эколого-краеведческого материала детям вновь была предложена анкета.

Инструкция: из десяти слов, написанных на доске (еда, игрушки, семья, хорошая одежда, школа, верные друзья, деньги, телевизор, Родина, книга) составьте свой список, расположив слова в порядке убывания их значимости, т.е. 1 - самое главное, 2 - если бы его не было, то..., 3 - если бы не было второго, то...

Анализ составленных детьми списков позволил увидеть положительную динамику проведенной работы, направленной на формирование основ гражданственности (на основе любви к малой родине, семье, школе).

Для построения диаграмм были отобраны лишь интересующие нас параметры. Нами подсчитывалось, у скольких человек эти параметры вошли в первую пятерку. Видна положительная динамика в выборе ребятами семьи, школы. Родины.

Семья
Школа
Родина
2 класс
73%-19 ч.
7% - 2 ч.
19%-5 ч.
3 класс
75%- 18ч.
58% - 14 ч.
62%- 15ч.

(Диаграммы определения приоритетов учащихся класса прилагаются).

 

Говоря о критериях результативности формирования основ гражданской позиции младшего школьника, нельзя не учитывать знания, приобретенные в ходе УВП, дополненного эколого-краеведческим материалом. Целесообразно проводить на уроках и внеклассных мероприятиях тематические мини-олимпиады, тестовые опросы, использовать рассказы-загадки и давать задания для самостоятельной работы с картами Владимирской области. (Варианты таких заданий прилагаются).

С целью определения сферы предпочтительных интересов у детей младшего школьного возраста проведено соответствующее анкетирование в начале 2-го класса и повторно в начале 4-го класса.

Сравнительные результаты опроса проведены в таблице:

Уровень развития сферы предпочтительных интересов у детей младшего школьного возраста.

Уровень
развития
Выбор
ответов
Человек - природа
Человек - человек
Начало 2 класса
Начало 4 класса
Начало 2 класса
Начало 4 класса
Высокий
6 из 6
10чел. - 40%
18 чел. - 71%
2 чел. - 8%
8 чел. - 33,5%
Выше среднего
5 из 6
5 чел. - 20%
3 чел. - 12,5%
6 чел. - 24%
7 чел. - 29%
Средний
4 из 6
6 чел. - 24%
3 чел. - 12,5%
7 чел. - 28%
5 чел. - 21%
Ниже среднего
2-3 из 6
1чел. - 4%
-
5 чел. - 20%
3 чел. - 12,5%
Низкий
0-1 из 6
3 чел. - 12%
1 чел. - 4,1%
5 чел.-20%
2 чел. - 8,2%

 

Динамика приведённых результатов свидетельствует о сформированности у учащихся достаточного уровня развития познавательных процессов. Устойчивый интерес к определённому виду работы сохранён на длительное время, что говорит о высокой степени мотивации. Выбранное направление работы находится в прямом соответствии с природными задатками детей (анкета прилагается).

Сравнительный анализ полученных данных по количественному и качественному ряду позволяет с определённой степенью уверенности предположить, что проводимая эколого-краеведческая работа по мере взросления младших школьников оказала стойкое положительное влияние на формирование у них основных компонентов гражданской позиции: любовь к родному краю и родной природе, уважение человека человеком, понимание человека как высшей ценности и т. д.

С целью изучения межличностных взаимоотношений в классе были проведены социометрические исследования совместно с педагогом-психологом высш. кв. кат. Детского оздоровительно-образовательного центра Леонтьевой В.В.

Отслеживались такие параметры, как контактность и «социометрический статус».

Для удобства сравнения и анализа описанные выше характеристики сведены в таблицу.

Особенности уровня контактности

Степень контактности
Начало 3-го класса
Конец 3-го класса
Начало 4-го класса
Высокая
11 чел. - 44%
17 чел.-62,6%
18 чел.-78%
Средняя
13 чел.-52%
9 чел. - 33,5%
5 чел. - 22%
Сниженная
-
1 чел. - 3,9%
-
Низкая
1 чел. - 4%
-
-

Показатели «социометрических статусов»

«социометрический статус»
Начало 3-го класса
Конец 3-го класса
Начало 4-го класса
«социом. звёзды»
4 чел. - 16,8%
10 чел.-39%
4 чел.-17%
«предпочитаемые»
10 чел.-42%
9 чел. - 34,4%
9 чел. - 39%
«принятые»
9 чел. - 37%
6 чел. - 22,8%
10 чел.-44%
«изолированные»
1 чел. - 4,2%
1 чел. - 3,8%
-

 

Рассмотрев полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у учащихся класса хорошая степень контактности, дети настроены на общение со своими одноклассниками, принимают класс, им здесь комфортно и уютно.
КУ - коэффициент удовлетворённости классом выше среднего (3-ий класс) и высокий (начало 4-го класса).
На основе данных социоматриц вычерчивались социограммы, позволяющие выявить наличие стойких малых референтных групп, объединёных общими интересами и дружбой (данные исследования прилагаются). Как следует из социограмм, пока количествочётких микрогрупп не так велико, нет активного взаимодействия между мальчиками и девочками. Следовательно, в перспективный план УВП необходимо внести «самопрезентации» детей, как основную форму работы для «видения» каждого ребёнка каждым учеником. Это направление деятельности требует систематизации проведения классных часов по таким темам как:

 

«Мир моих увлечений», «Ребята нашего класса»; «Папа, мама, я - дружная семья» и т. д.

 

Процесс формирования гражданской позиции в начальной школе находится лишь в стадии зарождения. И только длительная целенаправленная работа школы-семьи-социального окружения может принести свои результаты.