Говорить о результативности воспитательной работы можно только с позиции «здесь и сейчас», т.к. воспитательный результат отсрочен во времени на длительный период и возникнуть может внезапно.
В целях выявления результативности описываемого опыта использовались:
• педагогические наблюдения за отношением детей к выполнению творческих работ, за их поведением, эмоциональным состоянием, активностью в ходе проведения мероприятий;
• анкетирование детей;
• психологические тесты, направленные на выявление уровня сформированности межличностных отношений в классном коллективе, проводились специалистом ДООЦ Леонтьевой В. В., с которой наша школа тесно сотрудничает ряд лет. На этапе обучения учащихся в начальной школе при выявлении уровня формирования основ гражданской позиции через педагогические наблюдения мы можем рассмотреть:
1) отношение детей к выполнению творческих заданий определенной тематики по таким критериям как: желание, аккуратность, цветовое решение, оригинальность;
2) поведение ребят, их активность и эмоциональное состояние в ходе тематических мероприятий.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
|
Желание | 11 ч. |
17 ч. |
20 ч. |
Аккуратность | 7 ч. |
10 ч. |
17 ч. |
Цветовое решение:- ярко | 6 ч. |
9 ч. |
15 ч. |
Цветовое решение:- бледно | 23 ч. |
21 ч. |
13 ч. |
Оригинальность | - |
8 ч. |
13 ч. |
Активность | 9 ч. |
16 ч. |
|
Творческий подход | 8 ч. |
13 ч. |
|
Заинтересованность | 11 ч. |
19 ч. |
Сравнив полученные в ходе педагогического наблюдения результаты,
можно сделать вывод, что целенаправленное включение эколого-краеведческого материала
в УВП позволяет добиться высокого уровня ответственности за выполняемое дело
хорошего уровня активности детей при организации и проведении внеклассных мероприятий.
Анкетирование детей и их родителей было направлено на:
1) выявление уровня воспитанности учащихся;
2) изучение уровня школьной мотивации.
Определение уровня воспитанности учащихся проводилось по методике Н.П. Капустина. В таблице-анкете ребенок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Затем вычисляется средний балл и по шкале определяется уровень воспитанности ученика. Анкетирование проводилось во 2 и 3 классах.
Результаты занесены в таблицу:
высокий уровень |
хороший уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
всего учащихся |
|
2 класс |
10 ч.-37% |
11 ч. - 40,7% |
2 ч. - 7,4% |
4 ч. - 14,8% |
27 чел. |
3 класс |
16 ч.-64% |
6 ч. - 24% |
3 чел. - 12% |
- |
25 чел. |
В приведенной таблице хорошо видно, что организованная работа по формированию основ гражданской позиции оказала положительное влияние на отношение к ребят к природе, к школе, к себе, учебной и трудовой деятельности. И в третьем классе значительно возрастает высокий уровень воспитанности и совсем исчезает низкий. Следовательно, на очереди работа с ребятами, имеющими средний уровень воспитанности, максимальное приближение их к более высокому уровню воспитанности. (Таблица-анкета и сводный лист данных изучения уровня воспитанности прилагаются).
Изучение уровня школьной мотивации учащихся проводилось по анкете, разработанной Лускановой Н.Г. Результаты, полученные в ходе анкетирования оформлены в сводной таблице по каждому ученику и в виде диаграмм в целом по классу.
Рассматривая диаграммы формирования уровня школьной мотивации учащихся, можно увидеть, что в 1 классе обучалось 3,4% учащихся с негативным отношением к школе, к одноклассникам и 20,7% учащихся с низким уровнем школьной мотивации.
Однако, в ходе индивидуальных и групповых занятий специалистов психолого-логопедической службы школы, педагогических бесед учителя с родителями этих учащихся, создания психологического комфорта учебного пространства, становления доброжелательных отношений в классе негативизм у ребят постепенно исчезает, часть детей, имевших низкую мотивацию приобретают положительное отношение к школе. Количество ребят с нормальной мотивацией с 24% в 1 классе становится 20% в 3 классе, но при этом высокая мотивация возрастает с 14,4% в 1 классе до 56% в 3 классе. Группу риска составляют теперь 8% учащихся, имеющих низкую мотивацию.
Мы считаем, что положительная динамика уровня школьной мотивации стала следствием грамотно организованного учебно-воспитательного пространства школы. Школа ребят не отягощает, они стремятся сюда не только за знаниями, но и ради общения. (Анкета по определению уровня школьной мотивации и карта ответов для ученика, карта с ключом ля обработки результатов учителем прилагаются).
С целью определения детских приоритетов в отдельный временной отрезок была составлена и проведена рисуночная проба во втором класе и словесное анкетирование в третьем классе.
Инструкция к выполнению рисуночной пробы:
• поставь свое Я в центре листа;
• по кругу нарисуй (или напиши) школа, моя семья, любимая книга, игрушка, лакомство, лучший друг, город или место в городе, где тебе хорошо;
• от Я проведи стрелки к рисункам и около каждого рисунка поставь номер выбора:
- что бы сейчас выбрал самое первое? (стрелка №1);
- если бы этого не было, тогда бы что выбрал? (стрелка №2)
Так работа продолжается по уменьшению значимости предмета.
Анализ детских рисунков показал, что в большинстве случаев на первое место дети ставят семью, на второе - игрушки и друга, на третье - книгу, на четвертое - лакомство, на пятое - любимый город или место в городе, на шестое - школу.
После проведенной систематической работы в урочное и внеурочное время с включением эколого-краеведческого материала детям вновь была предложена анкета.
Инструкция: из десяти слов, написанных на доске (еда, игрушки, семья, хорошая одежда, школа, верные друзья, деньги, телевизор, Родина, книга) составьте свой список, расположив слова в порядке убывания их значимости, т.е. 1 - самое главное, 2 - если бы его не было, то..., 3 - если бы не было второго, то...
Анализ составленных детьми списков позволил увидеть положительную динамику проведенной работы, направленной на формирование основ гражданственности (на основе любви к малой родине, семье, школе).
Для построения диаграмм были отобраны лишь интересующие нас параметры. Нами подсчитывалось, у скольких человек эти параметры вошли в первую пятерку. Видна положительная динамика в выборе ребятами семьи, школы. Родины.
Семья |
Школа |
Родина |
|
2 класс |
73%-19 ч. |
7% - 2 ч. |
19%-5 ч. |
3 класс |
75%- 18ч. |
58% - 14 ч. |
62%- 15ч. |
(Диаграммы определения приоритетов учащихся класса прилагаются).
Говоря о критериях результативности формирования основ гражданской позиции младшего школьника, нельзя не учитывать знания, приобретенные в ходе УВП, дополненного эколого-краеведческим материалом. Целесообразно проводить на уроках и внеклассных мероприятиях тематические мини-олимпиады, тестовые опросы, использовать рассказы-загадки и давать задания для самостоятельной работы с картами Владимирской области. (Варианты таких заданий прилагаются).
С целью определения сферы предпочтительных интересов у детей младшего школьного возраста проведено соответствующее анкетирование в начале 2-го класса и повторно в начале 4-го класса.
Сравнительные результаты опроса проведены в таблице:
Уровень развития сферы предпочтительных интересов у детей младшего школьного возраста.
Уровень развития |
Выбор ответов |
Человек - природа |
Человек - человек |
||
Начало 2 класса |
Начало 4 класса |
Начало 2 класса |
Начало 4 класса |
||
Высокий |
6 из 6 |
10чел. - 40% |
18 чел. - 71% |
2 чел. - 8% |
8 чел. - 33,5% |
Выше среднего |
5 из 6 |
5 чел. - 20% |
3 чел. - 12,5% |
6 чел. - 24% |
7 чел. - 29% |
Средний |
4 из 6 |
6 чел. - 24% |
3 чел. - 12,5% |
7 чел. - 28% |
5 чел. - 21% |
Ниже среднего |
2-3 из 6 |
1чел. - 4% |
- |
5 чел. - 20% |
3 чел. - 12,5% |
Низкий |
0-1 из 6 |
3 чел. - 12% |
1 чел. - 4,1% |
5 чел.-20% |
2 чел. - 8,2% |
Динамика приведённых результатов свидетельствует о сформированности у учащихся достаточного уровня развития познавательных процессов. Устойчивый интерес к определённому виду работы сохранён на длительное время, что говорит о высокой степени мотивации. Выбранное направление работы находится в прямом соответствии с природными задатками детей (анкета прилагается).
Сравнительный анализ полученных данных по количественному и качественному ряду позволяет с определённой степенью уверенности предположить, что проводимая эколого-краеведческая работа по мере взросления младших школьников оказала стойкое положительное влияние на формирование у них основных компонентов гражданской позиции: любовь к родному краю и родной природе, уважение человека человеком, понимание человека как высшей ценности и т. д.
С целью изучения межличностных взаимоотношений в классе были проведены социометрические исследования совместно с педагогом-психологом высш. кв. кат. Детского оздоровительно-образовательного центра Леонтьевой В.В.
Отслеживались такие параметры, как контактность и «социометрический статус».
Для удобства сравнения и анализа описанные выше характеристики сведены в таблицу.
Особенности уровня контактности
Степень контактности |
Начало 3-го класса |
Конец 3-го класса |
Начало 4-го класса |
Высокая |
11 чел. - 44% |
17 чел.-62,6% |
18 чел.-78% |
Средняя |
13 чел.-52% |
9 чел. - 33,5% |
5 чел. - 22% |
Сниженная |
- |
1 чел. - 3,9% |
- |
Низкая |
1 чел. - 4% |
- |
- |
Показатели «социометрических статусов»
«социометрический статус» |
Начало 3-го класса |
Конец 3-го класса |
Начало 4-го класса |
«социом. звёзды» |
4 чел. - 16,8% |
10 чел.-39% |
4 чел.-17% |
«предпочитаемые» |
10 чел.-42% |
9 чел. - 34,4% |
9 чел. - 39% |
«принятые» |
9 чел. - 37% |
6 чел. - 22,8% |
10 чел.-44% |
«изолированные» |
1 чел. - 4,2% |
1 чел. - 3,8% |
- |
Рассмотрев полученные результаты, можно сделать вывод о том, что
у учащихся класса хорошая степень контактности, дети настроены на общение со
своими одноклассниками, принимают класс, им здесь комфортно и уютно.
КУ - коэффициент удовлетворённости классом выше среднего (3-ий класс) и высокий
(начало 4-го класса).
На основе данных социоматриц вычерчивались социограммы, позволяющие выявить
наличие стойких малых референтных групп, объединёных общими интересами и дружбой
(данные исследования прилагаются). Как следует из социограмм, пока количествочётких
микрогрупп не так велико, нет активного взаимодействия между мальчиками и девочками.
Следовательно, в перспективный план УВП необходимо внести «самопрезентации»
детей, как основную форму работы для «видения» каждого ребёнка каждым учеником.
Это направление деятельности требует систематизации проведения классных часов
по таким темам как:
«Мир моих увлечений», «Ребята нашего класса»; «Папа, мама, я - дружная семья» и т. д.
Процесс формирования гражданской позиции в начальной школе находится лишь в стадии зарождения. И только длительная целенаправленная работа школы-семьи-социального окружения может принести свои результаты.