Реализацией ведущей идеи данного опыта осуществляется:

 

I. через апробацию нового УМК «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., важной особенностью которого является краеведческая направленность. Так на уроках русского языка нами были сделаны первые шаги.

- по изучению и составлению родословной своей семьи (в теме «Родственные слова»);

- по знакомству с историей названий городов, рек области, улиц города; с именами наших земляков, прославивших город и область в разное время; с былинным героем нашей области (в теме «Собственные и нарицательные имена существительные»);

- по знакомству с произведениями владимирских авторов (В.Солоухина, А.И.Фатьянова, И.П.Ковалевского).

Материал учебника составляют высокохудожественные произведения, меткие высказывания знаменитых писателей о русском языке, занимательные упражнения, что способствует созданию у школьников устойчивой мотивации к изучению языка, воспитанию уважения к родному слову, любви к русскому языку.

(урок и фрагмент урока русского языка с использованием краеведческого материала прилагаются).

 

II. через апробацию региональной программы по литературному краеведению автора Харчевниковой Е.Л. , в которой ведущей идеей является систематическая работа по приобщению младших школьников к культуре Владимирщины через книгу родного края; формирование основ будущих представлений и знаний о литературных традициях малой родины. Именно этот курс призван вызвать у ребенка чувство сопричастности к родной земле, ее храмам, жилищам, природе системой подобранных литературных произведений.

(конспект внеклассного чтения прилагается)

 

III. через углубление программы А.А.Плешакова по природоведению во 2 классе (1-4) краеведческим материалом. Подобранный материал позволяет показать противоречивость и неоднозначность исторического пути родной земли; учит видеть все лучшее в историческом прошлом края, гордится этим; учит помнить прошлое. «Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Память противостает уничтожающей силе времени… Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.» (Д.С.Лихачев)

(программа, дополненная краеведческим материалом, и конспекты прилагаются)

 

Кроме этого в процессе исследований, проведенных в рамках творческой группы, разработано планирование факультативного курса для 3 класса «Экология и краеведение», составлена «Тетрадь по природоведению» (материалы для учителя) и напечатана в приложении к региональной методической газете «Наша школа» № 4, 96 г. Эти разработки направлены на решение задач:

• расширить знания учащихся о многообразии и единстве окружающего мира, месте и роли в нем человека;

• конкретизировать экологические представления младших школьников на местном материале;

• углубить теоретические знания в области экологии, формировать ряд экологических понятий;

• знакомить с нормами поведения человека в окружающей среде;

• знакомить с экологическими проблемами области и путями выхода из сложившихся ситуаций;

• привить детям устойчивую положительную мотивацию к изучаемым вопросам (см. приложение)

 

IV через организацию внеклассной деятельности, которая проводится в системе, подчинена эколого-краеведческой тематике, направлена на раскрытие ребенка.

 

Программа работы в 1 классе (1-4) заключалась:

- в организации межличностных отношений в классе;

- в знакомстве с семьями класса;

- в создании условий для положительной адаптации детей в школе;

- в организации первого знакомства с родным городом через посещение экспозиций в ДМЦ , выставки «В мире животных», спектаклей в кукольном театре, мероприятий в ДТЮ; через проведение встреч детей с ветеранами войны и труда, включая ветеранов вооруженных сил, служивших на космодроме «Байконур».

 

Во 2 классе воспитательная работа направлена:

- на сплочение классного коллектива;

- на воспитание бережного отношения к природе;

- на воспитание доброты в отношениях с родителями;

- на воспитании уважения к истории семьи и города;

-на развитии чувства долга и ответственности.

Учитывая важную роль семьи в формировании основ гражданской позиции младших школьников, родители активно привлекались для разработки, организации и проведения внеклассных мероприятий.

(основные направления внеклассной работы и разработки мероприятий прилагаются)

 

В 3 классе усложнилась процедура подготовки к праздникам. Заранее, недели за 2, в классном уголке вывешивалась информация о предстоящем празднике с указанием темы, основных вопросов для самостоятельной подготовки: поиск и подбор интересующей информации по указанным вопросам, выполнение ряда творческих заданий (индивидуальных или групповых). Детям приходилось общаться в русле, интересующем всех, учится отбирать информацию, учитывая взгляды и интересы своей группы.

В ходе самих праздников дети работали группами, в которых возникали деловые дискуссии, выполнялись ситуативные творческие задания, а с отработанной информацией выходили на уровень класса, знакомя одноклассников. Нередко работа в группах сопровождалась соревновательным моментом.

Активная позиция ребят в ходе городских конкурсов при ДТЮ «О чем поют птицы» и «Мое дерево» способствовала успешному результату.

(план воспитательной работы и разработки внеклассных мероприятий прилагаются)

 

Основными дидактическими принципами при реализации ведущей идеи стали:

а) принцип целесообразности – отбор материала с т.з. реализации поставленных задач;

б) принцип культуросообразности, что позволяет создать предпосылки для формирования интеллектуальной и эмоциональной готовности ребенка к взаимодействию с окружающим миром через эколого-краеведческие знания и литературу родного края, для развития общей культуры ребенка, его эрудиции;

в) принцип природосообразности - деятельностно-диалогическое общение;

г) принцип интеграции – привлечение различных видов искусств к изучению природы и истории края не только как средство приобретения знаний, но и как способ освоения этой культуры. Этот способ позволяет перевести школьника в активного деятеля, актера, художника, сказочника.

Ведущими методами по формированию основ гражданской позиции младшего школьника являются коммуникативный и конструктивный . Конструктивный метод предполагает создание творческих работ на основе увиденного и услышанного и в свою очередь способствует развитию творческих способностей младшего школьника. Коммуникативный метод закладывает основы для формирования эмоциональной и интеллектуальной готовности к общению с окружающими.

Основными организационными формами занятий могут быть:

• традиционный урок, дополненный эколого-краеведческим материалом;

• урок-экскурсия (в музей, на природу)

• встречи с интересными людьми, ветеранами Великой Отечественной Войны;

• игры-путешествия;

• творческие проекты, как индивидуальные, так и коллективные по составлению собственных книжек, плакатов, газет;

• самостоятельный поиск исторической информации при работе с дополнительной литературой;

• урок-викторина;

• урок внеклассного чтения;

• праздник;

• психологические тренинги, проводимые специалистом ДООЦ, логопедической службой школы, направленные на самопознание;

• урок-путешествие по карте Владимирской области.

 

Следует заметить, что практически на каждом занятии, содержащем краеведческий материал, необходимо использование разнообразных карт:

• физической карты Владимирской области, России;

• карт Животный мир Владимирской области;

• Растительный мир Владимирской области;

• Экологическая обстановка и охрана природы Владимирской области;

• контура Владимирской области;

• контура г.Владимира XIII века и современного города.

 

Использование карт предусматривает следующие виды работ:

• чтение условных знаков;

• показ главных ориентиров;

• «флажки» на карте;

• «живая» карта с аппликациями;

• повторный показ названных объектов;

• подготовка рассказа по карте;

• познавательные задания для самостоятельной работы с картами.