Цель: Создать гуманистическую воспитательную систему школы, ориентированную на развитие личности ребенка через освоение истории и культуры России.
Задачи:
1. провести корректировку содержания образования на основе регионального компонента;
2. ввести новые формы организации жизнедеятельности учащихся на основе интеграции учебно-воспитательного процесса;
3. ввести новые факультативные курсы культурологической направленности;
4. сформировать культурно-педагогическое пространство через включение в образовательный процесс музеев Владимиро-Суздальского заповедника, областного центра туристско-краеведческой и экскурсионной работы со школьниками, детского музейного центра, филармонии, драмтеатра, Свято-Боголюбского монастыря, приходского храма Богоотец Иоакима и Анны, поселковых дома культуры, музыкальной школы, библиотеки, школьного краеведческого музея.
5. Создать школьную систему методического обучения работников школы с целью подготовки к реализации содержания образования в условиях ГШВС.
Алгоритм действия по решению поставленных задач:
I этап: разработать структуру ГШВС;
II этап: разработать структуру программы «Возвращение к истокам»;
III этап: разработать программы курсов «Народное творчество» -1,2,3 классы, «Владимир-родина моя» - 4 класс, «Земля родная» - 5 класс, «Вечная тайна античности» - 6 класс, «Дорогами средневековья» - 7 класс, «Мой край родной» - 8 класс, «Галантный век, взлет и падение» - 9 класс;
IV этап: создать совет культурно-педагогических учреждений социума;
V этап: разработать программу методического обучения работников школы.
Структура программы «Возвращение к истокам»:
программу по вертикали (от класса к классу) и по горизонтали (от четверти к четверти) скрепляют тематические блоки, что создает условия для комплексного решения образовательных задач, для интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников;
программа модульная по способу организации, открытого типа, предполагает привлечение к реализации не только педагогов, но и специалистов учреждений дополнительного образования.
I блок «Русская душа» (I-IV кл)
II блок «Путешествие к истокам» (V-VI-VII кл.)
III блок «Мой край родной» (VIII кл.)
IV блок «Мировая художественная культура» (IX кл.)
I блок «Русская душа»
Состоит из двух частей:
«Народное творчество» (проведена корректировка программы Т.Н.
Зубовой - 1-3 классы – приложение № 1, 2, 3)
«Владимир – родина моя» (проведена корректировка программы Т.В. Озеровой «Родиноведение»
- 4 класс – приложение № 4)
Цель 1-й части: создание условий для воспитания художественно – образной сферы личности ребенка, формирование основ целостной эстетической культуры через устное и музыкальное народное творчество. Программа построена таким образом, чтобы содействовать освоению общих закономерностей народной педагогики, психологии, этики, формирования эстетической сферы ребенка.
Предлагается 4 тематических цикла «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В каждом их них представлена тематика занятий с учащимися по изучению детского обрядового фольклора, праздников годового земледельческого круга и определены формы внеурочной деятельности: КТД, экскурсионная работа, кружки по интересам.
Курс «Владимир – родина моя» - краеведческий. Цель: знакомство с историей родного края. 1 блок: - «Каменный век на территории края. Сунгирская стоянка». 2 блок: - «Духовные центры Боголюбова», 3 блок: - «Владимир белокаменный».
II блок «Путешествие к истокам»
Объединен комплексной программой воспитания и дополнительного образования Е.Б. Евладовой и Т.И. Петраковой института общего образования МО России «Путешествие к истокам» для 5-7 классов. Проведена корректировка содержания программы с учетом творческого потенциала педагогов и учащихся школы, образовательной среды, исторического и культурного наследия края.
Тематические вертикали носят общий характер, предусматривающие основные линии, которые условно определены как «Героическая», «Художественно-творческая», «Бытовая», «Музейная». Линии горизонтальные конкретизируют темы, наполняют их содержанием, соответствующим изучаемой эпохе.
5 класс: «Земля родная» - (приложение № 5) 1 блок – «Русь богатырская», 2 блок – «Русь златоглавая», 3 блок – «Како житии», 4 блок – «Хранители русской славы».
6 класс: «Вечная тайна античности» (приложение № 6) 1 блок - «У истоков героизма», 2 блок - «Хоровод муз», 3 блок – «Боги Олимпа и дети земли», 4 блок – «Хранители античности».
7 класс: «Дорогами средневековья» (приложение № 7) 1 блок – «Меч, книги и плуг», 2 блок – «Музы Средневековья», 3 блок – «Безыскусная жизнь», 4 блок – «Хранители Средневековья».
III блок «Мой край родной»
В основе предполагается программа под редакцией Д.М. Копылова «История Владимирского края с древнейшего времени до конца XVIII века». Курс краеведческий. В настоящее время корректируется.
IV блок «Мировая художественная культура»
9 класс - « Галантный век, взлет и падение». В основу положена программа по МХК Л.М. Предтеченской.
Проведена корректировка содержания программы с учетом творческого потенциала педагогов и учащихся школы, образовательной среды.
Взгляд на обучение основам наук через призму нравственно- эстетических понятий поможет сделать процесс обучения более осмысленным. Повернув школьника к реальным проблемам, помогая ему находить связи страниц учебника с окружающей жизнью, можно стимулировать развитие его познавательных интересов и творческой активности.