Методологическая основа опыта: аксиологический подход к изучению и творческому применению культурного наследия прошлого; культурологический подход к освоению материала.

Важнейшими принципами педагогической деятельности являются принципы культуросообразности, т. е. соответствия содержания образования культурно- историческим и духовным традициям территории проживания ребенка; природосообразности, т. е. учитывания научных принципов в понимании процессов развития ребенка и его воспитания, диалогизма, т. е. взаимодействия субъектов социокультурного пространства в образовательном процессе.

Важнейшим принципом педагогической деятельности является принцип интеграции. Реализация его идет по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Так же учитывались:

- основные положения гуманистической педагогики и психологии В. А. Сухомлинского, В.Д. Ушинского, М. М. Бахтина, общетеоретические вопросы развития образования Ю.К. Бабанского, культурологические идеи в образовании Н.Е. Щурковой,

- принципы природосообразности и культуросообразности Д.С. Лихачёва и системного, личностно–ориентированного образования Л.Н. Новиковой, А.В. Гаврилина, В.А. Караковского,

- современная концепция дополнительного образования Е.Б. Евладовой, Т.И. Петраковой,

- региональная программа образования,

- опыт практической работы с учащимися, педагогическим коллективом, работниками учреждений дополнительного образования.