Гуманизация и гуманитаризация образования, обусловленная ростом дефицита духовности в современном мире, извращением понимания изначальной творческой сути человека, непризнание его уникальности и самооценки, непризнания его права быть самим собой, потребовали поставить перед современной педагогикой задачу создания духовно-нравственной атмосферы, культурно-образовательного пространства школы.

Именно культура обладает возможностью оказывать синтетическое воздействие на формирование личности, т. е. способна решать целый комплекс задач: формирование толерантности; коммуникативной компетенции личности; развитие диалоговых форм взаимодействия с окружающим миром.

Приобщение к культуре дает возможность ощутить целостность своей личности, полноту бытия, на первый план выходят личностные потребности и представления. А это та основа, которая позволяет решать проблемы образования наиболее гармонично, включая воспитанника в поле взаимодействия с различными ценностями, идеалами, образами. Несмотря на то, что значение культуры никем не оспаривается, в условиях модернизации образовательного процесса, вариативности образования, перехода на профильное обучение в старших классах приоритет отдан дисциплинам естественно-научного цикла – из практики обучения исчезают ИЗО, музыка, МХК, сокращается количество часов литературы. Этому есть вполне объективные причины: переоценка ценностей всего общества, тенденция к прогматизму. Игнорируется духовная составляющая культуры, материальная сторона развивается быстрее, чем духовная.

Эти неутешительные выводы привели к необходимости пересмотреть подходы к культуре, а также к образованию в целом.