В 90-годы XX века страна взяла курс на построение демократичного общества. Отечественной педагогике потребовалось пересмотреть роль школы в процессе социализации личности ребенка в новых политических, экономических и правовых условиях. Определились приоритеты образовательного процесса. Усилилось внимание к личности воспитанника как субъекту учебно-воспитательного процесса. Наука и практикующие педагоги обсуждали проблемы целостности воспитания школьника. «Целостности как сущностной характеристике человека должна соответствовать целостность воспитательного процесса, которая может быть обеспечена лишь путем создания и развития воспитательных систем» (Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе, 1991 г.) Л.Н.Новикова, заведующая лабораторией ИТП МИО РАО, действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, А.В. Гаврилин, заведующий кафедрой педагогики и психологии Владимирского института усовершенствования учителей, кандидат педагогических наук, В.А. Караковский, доктор педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР, директор школы № 825 г. Москвы показали эффективность школьной гуманистической воспитательной системы как целостного социально-педагогического организма, возникающего в процессе интеграции основных компонентов воспитания (цель, субъекты воспитания, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство). «В педагогике возобладал наконец системный подход, и школа рассматривалась как сложная динамическая система, которая в своем развитии переходит из состояния социально-педагогического учреждения в состояние воспитательной системы. (Гаврилин А.В. «Управление школой как воспитательной системой» 1994 г.) Сформировалась образовательная цель: переход к управлению школой как целостной воспитательной системой, где субъектом управления становится весь воспитательный коллектив школы. Воспитательная система ориентировалась на личностный мир каждого воспитанника и каждого педагога, создавала условия для самореализации и личностного роста всех участников образовательного процесса.