Взаимодействие системы воспитания с системой обучения становится необходимым условием эффективного обучения, воспитания и развития школьников.
Занятия литературным краеведением неразрывно связаны с освоением культурного наследия, сохраняющего в себе опыт духовно-практической деятельности человечества.
Сам по себе краеведческий материл полифункционален.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Обеспечению функции творческого развития служит использование краеведческого материала на уроках русского языка и в организации внеклассной работы по предмету.
Применение краеведческого материала будет эффективным при условии:
1) системности и планомерности использования;
2) использования наглядности;
3) непосредственного участия школьников под руководством
учителя в сборе и изучении краеведческого материала.
Необходимо помнить, что на занятиях литературным краеведением недопусти-мы трафареты и штампы; конкретное содержание занятий всецело определяется местными условиями и эстетическими вкусами учителя-словесника.
Системный под-ход в работе способствует:
- развитию интереса к предмету;
- эстетическому развитию учащихся;
- формированию социально-значимых мировоззренческих позиций;
- развитию коммуникативной культуры учащихся;
- самопознанию и самоопределению учащихся в практической деятельности.
Необходимо учитывать и возрастные особенности школьников. Подростки в 10-14 лет по своему развитию и уровню знаний ещё не способны к систематическому и глубокому изучению литературно-краеведческого материала. Именно поэтому для всех учащихся школы II ступени занятия литературным краеведением всё же в ос-новном ограничиваются областью внеклассной и внешкольной работы. Основыва-ясь на рекомендациях М.Д. Янко, организацию внеклассных занятий литературным краеведением можно представить в следующем виде.
Организация всех форм деятельности учащихся способствует формированию следующих умений:
• наблюдать,
• рассказывать,
• выделять важнейшие признаки в наблюдаемом явлении,
• высказывать отношение к увиденному,
• находить «живую» деталь.
Творческие работы
на материале окружающей действительности (Приложение №6) |
на основе произведений искусства местных
авторов (Приложение № 7) |
Исследовательские работы по произведениям местных
авторов |