Проводя анкетирование, констатирующий срез, беседы на первом этапе я выявляю реальную проблему современной физической (да и любой другой) практики: прослеживание в содержании уроков некоторых учителей-физиков слабой связи с другими науками и школьными предметами, а так же ссылок на профильный компонент в количественных и качественных задачах, творческих работах, экспериментах и просто устной и наглядной информации.
Анализируя интересы учащихся, умственное развитие школьников и уровень готовности самоопределиться я выстраиваю структуру действий:

 

I. первичная диагностика необходимых составных элементов:

исследования:

- уровня готовности к самоопределению

- умственного развития

- % обученности (из самоанализа за прошлый учебный год)

 

II. знакомство с примерными учебными программами за курс 9 класса

 

II. по всем предметам и сопровождение учебного материала в тематическом планировании внесением пометок межпредметных и профильных связей

 

Например: «Система координат» (физика I четверть) -> «Географическая карта» (география I четверть) -> профессии: статист, социолог, организатор туризма

 

III. Подбор системы задач, творческих и практических работ, исторических фактов с профилизирующим содержанием, разработка элективного курса.

 

IV. Опробация новых содержательных моментов

 

V. Наблюдение за учебным процессом

 

VI. Диагностика учебных достижений и психологических качеств учащихся.

 

VII. Вывод.

 

Структуру действий эксперимента выстраиваю исходя из того, что под предпрофильной подготовкой я понимаю комплекс мероприятий, призванных, с одной стороны, сформулировать у ребенка целостное представление о физике как о науке, ее взаимосвязи с другими науками и месте, занимаемом ей в нашем профильном и довузовском образовании, а с другой стороны, дающий ему возможность сложить реальное представление о своих возможностях, склонностях, пристрастиях, опробовав свои силы через различные виды деятельности: участие в централизованном тестировании, выбор экзамена по физике, решение и составление смысловых задач и т.д.

 

Подготовку учащихся к ситуации выбора профиля я разделяю на условные этапы:

Этап
Название этапа
период проявления
содержание
I
пропедевтический
завершение обучения в 8 классе
выявление образовательного запроса
II
основной
обучение в 9 классе
моделирование видов образовательной деятельности и принятие решения в различных образовательных ситуациях (решение скомбинированных межпредметных задач, выбор секции элективного курса и т.д.)
III
завершающий
окончание 9 класса
оценка готовности школьника к выбору профиля обучения в старшей школе или продолжении образования в учреждениях начального и профессионального образования

 

На I этапе предусматриваю ознакомление учащихся с «образовательной картой» территории, предварительную диагностику образовательного запроса школьников, мотивов предстоящего выбора интересов и склонностей.
Результат данного этапа – дифференциация массива школьников в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки, изучением физики более глубоко.

На основном этапе моделирую деятельность: обучение физике исходя из программы в соответствии с учебным базисным планом с корректировкой содержания учебного материала (вношу исторические, биологические, химические, географические, литературные компоненты, соотношу их с личными особенностями детей и представлением о профиле, профессии)

На завершающем этапе, предусматриваю реализацию «проб выбора профиля обучения», провожу диагностику и прогноз соответствия личной заинтересованности обучения школьника в данном профиле и его возможностей.

Для полной реализации дидактических целей предлагаю отдельные методические решения, т.к. необходимо не просто брать физические задачи из различных сборников, а нужна система материалов: творческих, информационных, справочных, расчетных, ориентируемая на их межпредметную принадлежность и связи с профильным маршрутом.
Задачи должны быть не абстрактными, а лучше с ситуациями из жизни.

(Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Кроме того, человек, выкуривающий каждый день 20 сигарет, получает такую же дозу облучения, как при ежедневном рентгеновском излучение. Какую дозу облучения получает курильщик за неделю, за месяц, за год? Превышает ли это значение среднее допустимое значение для человека?), увлекательным, побуждающими к размышлению, с межпредметными и профессиональными связями.

( И куда нам теперь деваться .

Где нам спрятаться, где спастись?

Мы-заложники атомных станций,

Рваный рубль стоит наша жизнь…

                                    Ю.Друнина

 

Опасны ли атомные станции? Что произошло на энергоблоке Чернобыльской АЭС?)

 

При подборе задач важно соблюдать принцип полного охвата, всех признаков физических понятий и явлений и их актуализацию в связях друг с другом и с другими понятиями.

 

(В августе 1977 года атомоход «Арктика» под командованием капитана Ю.Кучиева первым из надводных кораблей достиг точки Северного полюса. Где используется энергия ядра в мирных целях? Возможно ли построить автомобиль с ядерным реактором?)

 

Также нужно учесть и момент формирования интеллекта и творческих способностей.

 

Чем мощнее блоки АЭС, тем они экономнее. Не случайно во Франции они дают больше 60% всей производимой в стране энергии. Количество промышленных реакторов в США перевалило за сотню. После “Энергетического кризиса”, когда цена нефть на международном рынке поднялась, ядерная энергетика доказала, что из всех источников она более подготовлена к вытеснению топлива из электроэнергетики ведущих западных стран. Это и привело к увеличению числа АЭС. Крупнейшая АЭС мира находится в Японии: 10 энергоблоков Фукусимы имеют мощность 9,1 млн.кВт. Составьте по этим данным задачи.)

Или, например, для формирования креативности, создания творческой атмосферы и коммуникативных способностей возможно использование работы в группах. Очень важно постараться обеспечить и многообразие приемов и «жизненную» тематику заданий.

 

По таблице определить наиболее опасные источники облучения.

 

Источники облучения
Эквивалентная доза Мк.з в/год
природные источники (естественный радиационный фон)
380-620
строительные материалы минерального происхождения (облучение за счет пребывания в зданиях)
1050
медицинская рентгенодиагностика
1400
радиоактивные продукты ядерных взрывов
23
теплоэлектростанция на угле мощностью 1000 МВт (на расстоянии до 20 км.)
6-60
телевидение (4 ч. в день)
10

 

Задания такого содержания заинтересовывают учеников, позволяют исправлять некоторые мнения о реальности, а так же создавать целостное представление о мире профессий и роли в них физических знаний и умений.
Предлагаю сценарий урока физики по теме “Ядерный реактор. Атомная энергетика” с выделением роли интересных заданий с межпредметным содержанием.

Согласно тематическому планированию учебного процесса курса физики 9 класса изучение этой темы приходится на начало IV четверти. Составив планирование курсов географии и биологии для 9-х классов, выясняют, что изучение темы “Антропогенное воздействие на биосферу” (биология) совпадает со временем изучения вышеназванной темы по физике, а раздел “Электроэнергетика” с подтемой “ Атомные электростанции ” был рассмотрен несколько уроков назад, в конце III четверти.

Следовательно, следя за логической четкостью и доказательностью объяснения, возможно разработать интегрированный урок, что позволит повысить интерес учеников к учебному предмету физики, уровень мотивации учебной деятельности, а так же проследить связь наук и профессиональных возможностей в областях энергетики, экологии и т.д. (см. модель урока в приложении 3).