Российская школа накопила немалый опыт по данному вопросу, начиная с первой попытки в 1864 году организовать семиклассные гимназии 2-х типов: классическая (цель – подготовка в университет) и реальная (цель – подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Новый импульс идея профилизации получила в процессе подготовки в 1915-1916 гг реформы образования под руководством министра просвещения П.Н.Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 году на I Всероссийском съезде работников просвещения было разработано положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы; выделялись 3 направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

Академия педагогических наук в 1957 году выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому, биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.

В 1966 году были введены новые формы занятий по интересам: факультативные занятия в 8-10 классах (с целью подготовки) и классы с углубленным изучением предметов, которые, развиваясь, сохранились до нашего времени. В конце 1980-х – начале 1990-х в стране появились новые образовательные учреждения (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в ВУЗе. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразия типов, образовательных учреждений и видов программ.

Таким образом, направление развития профильного образования в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Философия предпрофильного и профильного обучения опирается на идею природосообразности (Ж.Ж.Руссо, Дистервег, К.Д.Ушинский), по которой основная миссия школы – учить ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении, выделяю следующие принципы отбора и построения учебного материала:

• природосообразности и целостности (максимально возможное соединение обучения, воспитания, развития с природной средой);

• дифференциации учебного процесса (учет личностных и индивидуальных особенностей в выборе профиля обучения);

• интеграции – как одного из ведущих принципов, опирающихся на связи между науками, между знанием и практикой с целью уменьшения перегрузок;

• вариативности (предоставление свободы выбора секций элективного курса «Физика в твоей будущей профессии»);

• субъектности (партнерство, сотрудничество).