Обоснование актуальности и проблемы исследования.

 

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в разделе «Новые социальные требования к системе российского образования» подчеркивается, что «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются мобильностью, динамизмом, готовы к межкультурному взаимодействию…» Поэтому современные тенденции образования развиваются в рамках профильного обучения на старшей ступени общего образования. Однако, считаю, что решение о профилизации старшей школы породило сейчас новую проблему – свой первый профессиональный выбор подростки должны осознанно сделать еще в основной школе, в связи с чем возникла необходимость организации предпрофильной подготовки и изучение отдельных школьных дисциплин, как одной из составляющей всей системы профессионального самоопределения. До сих пор не была создана общая методика предпрофильной подготовки на основе учебных предметов, а существуют лишь технологии контекстного профессионально-ориентированного обучения по системам народных учителей А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Г.М.Кубракова, А.А.Захаренко и др. Поэтому многие учителя только касательно упоминают на своих уроках о важности материала и его применении на каком-либо профессиональном поприще. И уже никто не изучал влияние этой части методики на развитие личностных качеств ребенка.

Анализ результатов выполненных психологической службой школы психодиагностических аспектов выявил в 2005/2006 учебном году ряд существенных особенностей подростков 9 классов:

- несформированность важнейших личностных качеств (способность к самопознанию, самоизменению, доверие себе, способность к выбору, ответственность.)

Так трудности в установлении контактов испытывают 30,4 % ребят, а выбрать профиль обучения в начале учебного года готовы лишь 17,4 % учащихся.

- отсутствие знаний, необходимых для выбора профиля обучения в 10-11 классах и профессионального самоопределения (22 % учащихся не владеют информацией о принципе комплектования классов, содержании учебного материала в профильных классах в начале учебного года)

- низкая потребность в выявлении своих способностей, интересов (в среднем 22-25 % учащихся каждого класса бывают неоткровенны в психологических исследованиях)

- слабое осознание мотива выбора профиля и профессии (факторами, влияющими на выбор профиля ребята считают совет родителей, «за компанию» с товарищами, средства массовой информации.)

А 28 учащихся из 80 делают свой профессиональный выбор в дальнейшим необоснованно. В целом степень развития личности подростка II звена не дает ему возможности самостоятельно совершить оптимальный выбор профиля обучения в 10-11 классах и первичный профессиональный выбор.

Отсутствие глубокого понимания важности предпрофильной подготовки на уроках учителями, результаты первичных психологических исследований указывают и на трудность этой проблемы и на недостаточное внимание к ней со стороны учителей-предметников, а значит и на актуальность выбранной темы.

 

Цель опыта

- повысить уровень развития личностных качеств: способности к самореализации на уроках и внеурочной деятельности, готовности к профильному самоопределению;

- создать условия для существенной дифференциации содержания учебного материала по физике с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных планов.

 

Из цели вытекают задачи исследования, которые я ставлю перед собой и последовательно реализую следующими методами и методиками.

 

задачи исследования
методы исследования
1) изучить существующую практику работы организации предпрофильной подготовки школы № 1 г. Радужный, соотнести с принципами работы своей школы анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профильного и предпрофильного образования, рекомендации ВИПКРО; консультации со специалистами ГМЦ и ВИПКРО, руководителем ГМО физиков; зав.кафедрой естественно-научного цикла ВИПКРО Дудиной Н.Н.; зав.кафедрой здоровье сберегающих технологий ВИПКРО Евстратовой О.Г.
2) обеспечить психологическое сопровождение проблемы предпрофильной подготовки в процессе обучения физике в основной школе наблюдение, анкетирование, констатирующий срез показателей уровня самоопределения, психодиагностические методики:
1. Оценка коммуникативных и организаторских способностей в процессе первичной профконсультации (опросник КОС) (см.диаграмму 7).
2. «Определение адекватности самооценки» (рисуночная модель «Лестница», профессор психологических наук ВГПУ Ивашкин В.С.) (см. таблицу 2).
3. Анкета «Жизненные, профессиональные ценности, мотивы» (зав.кафедрой воспитательных технологий ВИПКРО Попова И.Н.) (см. диаграмму 1).
4. Анкета «Эмоциональное отношение к предмету» (Смирнова О.Н.) (см.таблицу 1).
5. Определение социальной направленности личности (тест Холланда) (см. схему 1).
3) подчеркнуть актуальность и целесообразность методического обеспечения процесса предпрофильной подготовки в 9 классе теоретическое обобщение, логический анализ и синтез приемов на примере изучении темы курса физики 9 класса “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомного ядра”. *
4) разработать и систематизировать комплект физических задач с межпредметными связями, исторических фактов, литературных высказываний создание сборника задач, исторических справок, терминологического словаря, разработка модели урока на примере темы "Ядерный реактор. Атомная энергетика" (см. приложения 3-6). **
5) организовать межпредметный (ориентационный курс) «Физика в твоей будущей профессии» планирование, методический подбор «избыточного» содержания курса для возможности реального выбора учащимися
6) методами педагогического эксперимента доказать положительное влияние системного подхода к предпрофильной подготовке на уроках физики на повышение уровней самооценки, мотивации, познавательной активности, готовности к профильному самоопределению и других важных личностных качеств внедрение разработок в учебный процесс обучения физике, самодиагностика учащихся, статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента, контрольные срезы, психологические методы исследования (см.приложения 1,2).
7) проанализировать степень совпадения индивидуальных возможностей с намерениями, выявленными диагностикой сферы предметных и профессиональных интересов Анализ и интерпретация результатов диагностик (см. «Результаты опыта»)

* - теоретическое обобщение, логический анализ и синтез приемов методического обеспечения предпрофильной подготовки в данной работе представлены на примере раздела курса физики 9 класса «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

** - систематизирован комплект физических задач с межпредметными связями, историческими фактами для всего курса физики 9 класса.