Подводя итог проводимой работе, в первую очередь хотелось бы привести результаты анкетирования учеников-пользователей ЯП.

 

Вопрос
10 кл
11 кл.
Да
Нет
Не знаю
Да
Нет
Не знаю
Помогает ли ЯП лучше понять цели изучения ИЯ?
52%
13%
35%
63%
16%
21%
Способны ли Вы объективно оценить свой уровень
владения ИЯ с помощью ЯП?
44%
11%
45%
70%
11%
19%
Нравится ли Вам сравнивать свою языковую компетенцию
с европейскими стандартами?
80%
3%
17%
82%
2%
16%
Помогает ли ЯП обратить внимание на то,
какие языковые навыки нужно отработать?
63%
9%
28%
91%
4%
5%
Совпадает ли Ваша самооценка с мнением учителя?
Пол-
ностью
18%
Частич-
но
77%
Не совп.
5%

 

Таким образом, отношение учащихся к ЯП стало более определенным: уменьшилось число ответов «Не знаю» по всем вопросам. На 11% больше стали использовать ЯП для понимания целей изучения ИЯ. Значительно большая часть учеников поверила в свои возможности самостоятельно оценить себя. На треть увеличилась доля учащихся, считающих, что ЯП помогает обратить внимание на важные языковые умения и навыки. У 95% учащихся самооценка частично или полностью совпадает с оценкой учителя, что улучшает взаимопонимание участников педагогического процесса.

 

Для определения адекватности самооценка учащихся сопоставлялась с оценкой учителя и результатами тестирования. (См. приложение).

 

Самооценка
10 кл.
11 кл.
Адекватная
58%
61%
Завышенная
20%
26%
Заниженная
22%
13%

 

Нужно отметить, что данные для 10 кл. 2003-04 уч.г. получены уже с применением ЯП. При этом число учащихся с адекватной самооценкой увеличилось на 3%. Позитивным изменением является уменьшение на 9% числа учеников с заниженной самооценкой.

Методом педагогического наблюдения по 9 параметрам изучались уровни сформированности действий оценки в течение двух лет.

Параметры
10 кл.
11 кл.
1. Пытается оценить свой результат
100%
100%
2. Испытывает потребность в оценке учителя
100%
100%
3. Понимает обоснование оценки учителя
73%
100%
4. Умеет оценить свой результат
45%
82%
5. Может обосновать свою оценку
27%
82%
6. Может оценить результат других
27%
45%
7. Умеет оценить свои возможности
9%
55%
8. Умеет оценить возможности других
-
9%
9. Знает свои сильные и слабые стороны
-
18%

 

В результате все учащиеся стали критично относиться к оценке учителя и понимать ее обоснование; они перестали довольствоваться получением балла и стали настаивать предварительном определении критериев оценки и на рецензировании ответов; 82% научились оценивать свои действия и результат и обосновывать свою оценку. 55% могут оценивать как результат других, так и свои возможности. 9% научились верно оценивать возможности других. 18%, зная свои преимущества и проблемы, адекватно оценивают свои возможности.

 

Уровень оценки
10 кл.
11 кл.
Неадекватная ретроспективная
64%
-
адекватная ретроспективная оценка
27%
10%
неадекватная прогностическая оценка
9%
54%
потенциально адекватная прогностическая оценка
-
9%
актуально адекватная прогностическая оценка
-
18%

 

Положительная динамика отмечена у всех учеников, уровень оценки повысился. Примерно половина учащихся имеют неадекватную прогностическую оценку, т.е. могут оценить результат и обосновать свою оценку; но часто ошибаются в оценке своих возможностей; большая часть учащихся (81%) стремится оценить свои возможности, 33% из них могут это делать более или менее адекватно.

Психологическая служба школы проводила в 2003-04 учебном году тест школьной тревожности с целью изучения уровня и характера тревожности, связанного со школой.

 

Факторы
10 кл.
11 кл.
Страх самовыражения
Испытывали 58%
Испытывали 58%
Страх ситуации проверки знаний
Испытывали 66%
Испытывали 33%
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
Испытывали 75%
Испытывали 66%
Проблемы и страхи в отношении с учителями
Испытывали 100%
Испытывали 92%

 

Здесь также отмечаются позитивные изменения: меньшее число учащихся стали испытывать тревожность в ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы в отношении с учителями. Кроме того, у 25% учащихся снизился уровень тревожности, связанный с самовыражением; у 50% учащихся – в ситуации проверки знаний; у 17% - уменьшился страх не соответствовать ожиданиям окружающих; у 42% снизился уровень тревожности в отношениях с учителями.

 

Положительным результатом работы можно считать то, что выпускники открыты для изучения языков, и не только английского. Даже те из них, кто не избрал иностранный язык своей специальностью, умеют наметить стратегии поддержания уровня иноязычной коммуникативной компетенции, изучения языков в профессиональных и личных целях: за последние три года поступили на языковые специальности 38% выпускников, занимаются дополнительно английским языком 21%, изучают другие языки 40%, собираются использовать иностранные языки в профессиональной деятельности 72%.