Цель данной педагогической деятельности – создание условий для развития самооценки учащихся как предпосылки их автономности и изучения ими иностранных языков в течение жизни. Для этого необходимо решить следующие задачи: подбор диагностики уровня развития самооценки учащихся; отбор и разработка видов работы и заданий, способствующих развитию рефлексии у детей; обучение их способам самооценки при помощи Языкового Портфеля; отбор и разработка видов контроля и самоконтроля учащихся, позволяющих формировать адекватную самооценку.

Для достижения данной цели необходим отбор адекватного содержания языкового образования и соответствующих технологий. Как представляется, учебно-методический комплекс «Английский язык» (учебник для Х-ХI классов школ с углубленным изучением английского языка) Сафоновой В.В., Солововой Е.Н.и др. в сочетании с некоторыми аутентичными пособиями позволяет учителю решать задачи развития у учащихся старших классов самооценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и потребности в языковом самообразовании. Использование данных пособий не только обеспечивает дальнейшее формирование коммуникативных и социокультурных умений, но и углубляет знания о вариативности английского языка, особенностях его функционирования, знакомит с международными требованиями к владению английским языком как иностранным. Например, ряд заданий предлагает учащимся выбрать колледж, курс обучения, учебные и справочные пособия в зависимости от их личных целей изучения языка. Аутентичные УМК Pass Key, Cambridge Advanced привлекают психологичностью содержания, побуждающей учащихся к рефлексии: в разных видах речевой деятельности затрагиваются темы выбора профессии, способов и приемов изучения иностранных языков, эффективности умственного труда, подготовки к экзаменам, психологических особенностей учащихся (черты характера, темперамент, тип нервной системы и т.д.), системы ценностей в сравнении с зарубежными ровесниками. Сам методический аппарат пособий приспособлен для самостоятельной работы учащихся на уроке и вне урока: есть возможность выбора заданий (текстов для чтения, темы сочинений и др.), тесты для самопроверки; алгоритмы выполнения некоторых заданий, разнообразные справочные приложения.

Применение коммуникативной технологии, когда учащиеся решают различные задачи в реальных или приближенных к реальным ситуациях общения, также способствует развитию рефлексии как основы самооценки,
т.к. в процессе общения ученики анализируют и оценивают свой личный опыт, жизненные планы, предпочтения и др. Скажем, перед чтением или прослушиванием текста я предлагаю ученикам обсудить свое отношение к проблеме, затронутой в нем, а после выполнения задания - решить, изменилось ли их мнение, получили ли они новую информацию (например: в процессе каких занятий люди ( и вы) тратите время впустую? Что вы считаете плохой погодой? Сталкивались вы со стихийными бедствиями? и т.д.) Иногда учащиеся обсуждают подобные вопросы в парах и резюмируют мнение своих партнеров, сравнивая со своим.

Эффективной является и технология проблемного обучения, развивающая критическое мышление, способность обосновывать свою позицию. Используются ряд приемов проблемного обучения: эвристическая беседа (например, при сопоставлении разных уровней владения речевыми умениями; при анализе коммуникативной функции грамматических явлений), при выявление преимуществ и недостатков явления (влияние ТВ на детей, интенсивные занятия спортом, язык как средство международного общения) рассмотрение ситуации с точки зрения разных участников, сопоставление и обобщение (сравнение национальных стереотипов, коммуникативных образцов и т.п.).

В целях развития опыта творческой деятельности учащихся,активизации мыслительной деятельности, самостоятельного использования иностранного языка в индивидуальных целях, взаимо- и самооценки используется проектная технология. В процессе выполнения индивидуальных, парных и групповых проектов учащиеся не только активно используют английский язык как средство общения и получения информации, но и планируют, организуют, контролируют и оценивают свою деятельность, а также деятельность своих товарищей. В частности, учащиеся старших классов выполняли проекты: «Зачем я изучаю иностранные языки?», «Богатство европейских языков», «Кругосветное путешествие», «Экстраверт или интроверт?», реклама школы, «Города и штаты США», «Я – Россия», «Здоровое сердце» и др., а также проекты по российской культуре в рамках интегрированного курса «Культуроведение европейских стран».

Особую роль в развитии самооценки школьников играет Языковой Портфель. ЯП состоит из трех частей: «Паспорта», «Языковой биографии» и «Досье». «Паспорт» содержит информацию об изучении языка и опыте межкультурного общения владельца ЯП. «Языковая биография» позволяет обобщить языковой опыт: например, языки общения в семье, пребывание за границей, проекты, выполненные учеником, изучение ряда предметов на иностранных языках и т.д. Основной частью являются контрольные листы самооценки по всем видам речевой деятельности, включая качественные характеристики речи и компенсационные умения (стратегии общения). Листы самооценки, основанные на Общеевропейских компетенциях, содержат перечень умений, или параметров, по которым определяется уровень владения ИЯ. Предусмотрены самооценка и оценка учителя, которые производятся независимо друг от друга. В «Досье» учащийся может собрать конкретные материалы, свидетельствующие о его успехах в овладении ИЯ. «Досье» может документально подтвердить достижения пользователя ЯП, а также дать представление о его творческих способностях.

Введение ЯП в учебный процесс начинается с беседы с учащимися о целях и преимуществах ЯП, новых возможностях, которые открывает для них этот документ. Разъясняются правила работы с ЯП в целом. Учащиеся работают с «Паспортом» в классе и определяют уровень, который для них является актуальным. Также обсуждается заполнение той части «Языковой биографии», которая описывает языковой опыт учащихся. Разбираются примеры из Контрольных листов самооценки. Дома учащиеся начинают заполнение ЯП, после этого следует консультация учителя с ответами на возникшие вопросы. Потом ученики еще раз работают с ЯП дома и передают учителю для оценки. Затем следует повторное обсуждение, как правило, касающееся соотнесения самооценки учащихся и оценки преподавателя. Аналогичная работа ведется по второму иностранному языку. Сравнение своего уровня по разным языкам вызывает интерес учащихся.

На начальном этапе проводится анкетирование учащихся и родителей с целью выяснения их оценки роли ЯП в их языковом образовании, а также выявления трудностей в работе с данным пособием.

Как правило, ученики затрудняются в различении уровней развития речевых умений и, соответственно, определении актуального для себя уровня. С помощью поискового чтения, сопоставления русского и английского вариантов описания уровней, эвристической беседы выявляются «линии усложнения» речевых умений:

аудирование: понимаю тему – понимаю общее содержание – понимаю подробности; усложнение тематики, темпа и условий звучания текста;

чтение и письмо: тематика и жанр текстов, степень понимания;

говорение: от описания к дискусии (от повседневных к общественно и профессионально значимым темам).

В старших классах лингвистической гимназии изучение английского как первого иностранного языка происходит в основном в пределах уровней «пороговый» (В 1) и «пороговый продвинутый» (В 2). В то же время, отдельные умения высоко мотивированных учащихся достигают уровня С 1 («Высокий»). Для обозначения промежуточных стадий возможны формулировки В 1 +, В 1- 2.

Что касается частоты применения ЯП, авторы говорят о достаточно редком (1 – 2 раза в год) использовании. Если речь идет о глобальной оценке уровня владения ИЯ в целом, то мы действительно используем ЯП в начале и в конце учебного года. В то же время, мы пришли к выводу, что ЯП должен оставаться актуальным для учащихся в течение всего года, что достигается работой с отдельными видами речевой деятельности, с отдельным заданием или отдельным дескриптором.

Очень эффективным является применение ЯП на этапе целеполагания.(См.Приложение). Целью может являться:

- овладение языком на одном из уровней;

- набор определенных видов деятельности, умений и компетенций;

- развитие определенного вида речевой деятельности;

- успешное функционирование в определенной сфере общения;

- расширение набора стратегий; выполнение конкретных задач общения.

После обсуждения целей обучения на определенный период времени учащимся предлагается подобрать дескрипторы, описывающие умения, необходимые для достижения данных целей. Ученики решают для себя, актуальны ли для них лично эти умения. Например, им предлагается определить навыки, важные для туриста, для участника школьного обмена, для секретаря офиса, для переводчика и т.д.

ЯП необходим учащимся, которые готовятся к сдаче международных экзаменов по иностранному языку. (Дескрипторы ЯП ориентированы на типичные ситуации аутентичного межкультурного общения и поэтому являются универсальными для разных ИЯ.)

Можно использовать ЯП и при работе над темой: попросить учащихся подобрать из разных разделов Биографии все дескрипторы, связанные с данной темой, описать их достижения и чему они предполагают научиться. («О себе», «Будущая профессия», «Покупки», «Путешествия» и т.д.) При обсуждении своего будущего учащиеся решают, какой уровень владения ИЯ будет им необходим.

Достаточно часто у учащихся возникают вопросы, как оценить себя по параметру, с которым они не сталкивались в языковой практике. В данном случае учитель может специально подобрать содержание урока или фрагмента урока, чтобы помочь ученикам определиться, к примеру, попробовать развернуть дескриптор («Я уверенно пользуюсь простыми моделями предложений в соответствии с нормами изучаемого языка»: перечислить типичные модели предложений; на примере письменных работ учащихся посмотреть разнообразие и правильность их употребления).

ЯП может быть полезным при осуществлении коммуникативного подхода к изучению грамматики: работая с тем или иным грамматическим явлением, попросить учащихся проанализировать (с опорой на ЯП), для решения каких речевых задач оно может быть использовано (например, некоторые формы сослагательного наклонения в виде клише при написании официальных писем).В целях развития адекватной прогностической самооценки учащихся необходимо обучать оценке по определенным критериям и самостоятельной выработке критериев.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЛЯ УСТНОЙ ОЦЕНКИ:

 

- точность выполнения задания;

- беглость;

- гибкость;

- смысловая связность;

- развитие темы;

- общий диапазон устной речи;

- социолингвистическая компетенция;

- объем словаря;

- осознанный выбор словаря;

- грамматическая правильность;

- контроль фонетических навыков;

- стратегии сотрудничества и ведения диалога.

 

Эти категории можно комбинировать, сокращать их количество в зависимости от конкретных условий. 13

Для этого применяются следующие виды работы: оценка учителем с опорой на заранее определенные критерии; взаимооценка учащихся (сначала один или несколько учеников отвечают за один параметр, например, произношение или умение общаться; затем оценивают ответ товарища одновременно по нескольким критериям); самооценка по нескольким критериям (по возможности учащихся) и в комплексе; обсуждение конкретного наполнения критериев применительно к заданию (например, существуют определенные требования к письменной речи, которые по-разному реализуются в оценке сочинения-рассуждения, рецензии, формального / неформального письма); самостоятельная выработка критериев оценки (это в первую очередь относится к проектным и другим творческим работам). Полезно сопоставлять критерии оценки той или иной работы с параметрами ЯП (Таким образом ЯП помогает раскрыть эталонное содержание оценки).

Все это также помогает учащимся вырабатывать индивидуальные стратегии языкового образования: от прогнозирования отметки и улучшения ее до самостоятельной работы над наиболее актуальными или трудными умениями. Также учитель консультирует отдельных учеников, помогая им выработать тактику достижения их личных целей в языковом образовании (Очень часто учащиеся стремятся развить умения аудирования для понимания телепередач, фильмов; участие в языковом конкурсе, сдача экзамена на языковые сертификаты разного уровня и др.)

При выполнении теста учащиеся предварительно оценивают себя и затем сравнивают свой прогноз с результатом теста. Для тестирования, позволяющего проверить адекватность самооценки и оценки, используются технологии и материалы общепризнанных международных экзаменов. Кроме этого, подбираются адекватные задания из аутентичных УМК и разрабатываются по аналогии (на аутентичной основе). (См. Приложение) Тестирование проводится ежегодно по всем видам речевой деятельности. Преимущество ЯП состоит в том, что он позволяет соотносить разные формы оценки.

Важными условиями развития самооценки учащихся является атмосфера взаимного приятия и доверия, а также переживание учениками ситуации успеха независимо от уровня обученности. Во-первых, сами формулировки ЯП носят позитивный характер и призваны констатировать достижения. Во-вторых, для этого применяется Досье ЯП - раздел, где учащийся собирает и учитывает конкретные материалы, свидетельствующие о его успехах в овладении ИЯ (в основном ученики приобщают к «Досье» творческие, реже контрольные работы и языковые сертификаты). «Досье» документально подтверждает достижения пользователя ЯП, а также дает представление о его творческих способностях. «Досье» положительно влияет на разные виды мотивации, стимулирует командную и творческую работу учащихся. Существенным является еще один аспект работы с этим разделом ЯП. Как правило, учащиеся охотно выполняют творческие и проектные работы, но не всегда отдают себе отчет о том, чему они научились, в чем изменились в ходе такой деятельности. ЯП помогает как бы провести ревизию и стимулировать рефлексию учащихся, в том числе, в отношении общеучебных умений, своего психологического состояния. Приведем примеры: в процессе выполнения группового проекта «Следы других культур» (9 кл.) ребята наблюдали влияние других культур на телевидение. Заполняя ЯП, они отметили, что научились распределять обязанности в группе, представлять результаты наблюдения; анализировать ТВ программы, различать специализацию ТВ каналов, определять, насколько разнообразно представлена англоязычная культура на ТВ. При создании рекламы школы (своей, другой, воображаемой) (11 кл.) поняли ряд особенностей рекламного стиля, его необъективность. Критично настроенные участники учились выделять достоинства объекта рекламы независимо от личного отношения. Особенно интересным, по словам учеников, было разнообразие точек зрения. В процессе проекта-дискуссии о роли языков международного общения учащиеся определили свои личные языковые запросы: какие языки и на каком уровне они хотели бы знать.

При итоговом заполнении ЯП ученикам предлагается обобщить свой годовой опыт межкультурного общения (встречи и переписка с носителями языка, культурой англоязычных стран), опыт практического использования иностранного языка (для учебы, работы, досуга, в быту), источники (кроме уроков языка), которые внесли вклад в языковое образование и общее развитие ребят (школьные предметы, чтение, средства массовой информации, искусство, увлечения).