При описании данного опыта мы исходим из понятия учебной деятельности, предложенной И.Л. Зимней на основе концепции Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина: «Учебная деятельность… - это деятельность субъекта (школьника) по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения им … учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку самого ученика»4. Учебная деятельность направлена на самого школьника как ее субъекта и выступает в качестве основы развития его личности. Основными компонентами учебной деятельности являются мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки.

 

Различаются следующие уровни сформированности действия оценки:

- отсутствие (ученик не умеет и не хочет себя оценивать, не воспринимает содержательную оценку);

- неадекватная ретроспективная оценка (не умеет оценивать действия и результат, но испытывает потребность в оценке учителя. Не понимает обоснования оценок);

- адекватная ретроспективная оценка (умеет оценить правильность действий и их результатов. Критически относится к отметкам учителя. Может оценить действия других учащихся);

- неадекватная прогностическая оценка (может оценить свои действия и обосновать свою оценку; до начала действий пытается оценить свои возможности, но часто ошибается);

- потенциально адекватная прогностическая оценка (с помощью учителя может заранее оценить свои возможности; обосновать свою оценку; следя за действиями других, может оценить их возможности);

- актуально адекватная прогностическая оценка (самостоятельно оценивает свои возможности; знает сильные и слабые стороны своих способностей)5.

 

При этом существует психологическое понятие самооценки как ценности, которой наделяет себя индивид. Самооценка – относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, на основе реального и идеального представления о себе.

Для развития личности благоприятна достаточно высокая общая самооценка в сочетании с адекватными частными самооценками; достаточно устойчивая, но гибкая6.

Среди ряда факторов формирования общей высокой самооценки отмечают строгий внешний контроль, ясно очерченные требования, сочетание требовательности и демократизма.

Поскольку данный опыт развития самооценки относится к старшим школьникам, необходимо учитывать их возрастные особенности: это завершающий этап формирования личности, когда на основе стремления к автономии развивается личностная рефлексия, формируется уровень притязаний, осознаются жизненные планы. В целом, старшего подростка характеризует более высокий уровень самосознания. Возникает потребность правильно оценивать и использовать свои способности. Появляются новые мотивы учения, в связи с расширением знаний, умений, навыков позволяющим заниматься самообразованием, самостоятельным творческим трудом. Школьник включается в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональный7.

С точки зрения коммуникативного развития ученик приближается к оптимуму возможностей: складывается культура речи, совершенствуется стилистика, связность и контекстность высказывания; текст становится более сжатым, но и более содержательным. Увеличивается аргументированность и критичность высказывания8. Указанные характеристики делают возраст старшеклассников благоприятным для развития реалистичной самооценки.

В процессе формирования самооценки важны психологическая поддержка со стороны учителя, эмпатия и искренность; акцент на способности ученика, сравнение ребенка с ним самим и формирование способности к самоодобрению; установление реалистических целей9.

Учебный процесс, ориентированный на личность ученика, имеет следующие особенности:

- в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;

- учитель в таком процессе играет роль организатора, консультанта, партнера;

- большая часть ответственности за результат учебной деятельности передается ученику;

- главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентаций в целях дальнейшей самореализации11.

Теперь необходимо определить социально-педагогическое значение ЯП. Программа «Общеевропейский Языковой Портфель» является частью языковой политики объединенной Европы. Эта программа определяет уровни владения языком, позволяющие сравнить компетентность всех граждан в области разных языков. ЯП – личный документ, который позволяет его владельцу продемонстрировать свой уровень владения языками, контакты с другими культурами (формальный и неформальный опыт) и направляет человека при изучении языков: он может помочь оценить свои достижения и показать, какие умения необходимо развивать12. ЯП дает учителю возможность оценивать уровень достижений каждого ученика и корректировать свою преподавательскую деятельность, развивать способность учащихся к автономии в учебной деятельности.