Опыт преподавания французского языка показывает, что простое изучение тем «Семья», «Дом», «Учеба в школе», «Спорт», «Праздники», и т.д. не интересно учащимся, оно приводит к их инертности и безинициативности. Уже для 6го класса мною разрабатаны проблемные ситуации, которые выбираются методом анкетирования учащихся, по тем темам, которые им интересны. Например, в 10-11 классах по теме «Проблемы молодежи», совместно с детьми составлены следующие ситуации в рамках данной темы:

• Проблемы подростков в нашей стране и во Франции;

• Спорт в моей жизни;

• Защита прав ребенка в нашей стране и за рубежом;

• Остается ли вечной проблема отцов и детей;

• Удовлетворение в работе или материальный достаток.

• Карманные деньги;

• Первая любовь-это навсегда;

 

Поставленные совместно с учениками проблемы всегда отражают их интересы и соответствуют содержанию данного этапа обучения иностранному языку, а так же учитывают предшествующую подготовку учащихся.

 

При разработке проблемных ситуаций используются 3 уровня их создания:

 

Уровень 1. – я сама ставлю проблему и сама решаю ее при активном слушании и обсуждении учащихся.

Например:

1. Система школьного образования в России и Франции. (Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании России и Франции. Какой вы представляете такую школу?).( Приложение №1)

2. Культура России и Франции (Проблема: помогает ли знание культуры, традиций и обычаев лучше понять национальный характер?). (Приложение №2.)

3. Охрана окружающей среды (Проблема: как общество решает проблему окружающей среды?). (Приложение №3)
Уровень 2. – на этом уровне идет выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм». Этот этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. В соответствии с интересами учащихся подбираются и тексты из учебников или книг для чтения. Текст служит средством обучения устной речи. Мысли, содержащиеся в этих текстах могут служить поводом к общению. Важно научить своих учеников использовать тексты в качестве образца для высказывания, применяя к себе, то, что необходимо и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал их мыслям и желаниям. Так, например, по теме «Экология» я подбираю тексты из газеты на французском языке «Первое сентября», из журнала «Иностранные языки в школе», из оригинальных источников: «Une annee en France», «La France aux cent visages», «Soleil», «Bienvenue en France», «Espaces» и из Internet www.ecologie.fr (Приложение №4)

 

Самостоятельная работа с текстом включает в себя:

1. Выделение главной мысли, которая затем ляжет в основу решения проблемы;

2. Вычленение последовательности действий, фактов.

3. Понимание второстепенной информации;

4. Понимание смысла текста.

 

При этом принципиально важны следующие этапы:

• Языковое оформление текста;

• Самостоятельное обсуждение с опорой на прочитанные тексты;

• Соотношение содержания прочитанного текста с той проблемой, которая обсуждается;

• Отбор необходимой информации из текста;

 

Чтобы текст был личностно – окрашенным детям даются еще речевые клише типа: я думаю…; я уверен…; мне кажется…; что касается меня… и т.д. здесь отрабатываются фразы речевого этикета, согласие / несогласие, умение обобщать сказанное, высказать сомнение, удивление и пр. поскольку такого рода коммуникативные связки очень нужны при проведении дискуссии в группе, при составлении диалогов по ситуациям, при самостоятельном высказывании по теме и т.д. ( Приложение№5)

 

Уровень 3. На этом уровне ученик сам выходит на решение проблемы и ее защиту через проектную деятельность. Мы используем следующие типы проектов:

1. Исследовательские проекты, которые имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. Например, проект «Из истории французской школы».

2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов, например, в виде видеофильма, репортажа, альбома. Примером может служить проект «Канада-далекая и близкая», «Добро пожаловать в Бельгию».

3. Ролево-игровые проекты, участники которых принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта: от литературных и сказочных персонажей до деловых людей нашего времени. Например, телемост «Москва-Париж-Владимир».

4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком - либо событии или явлении. Например, проект «Дружеские связи России и Франции».

5. Практико – ориентированные проекты, которые ориентированны на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть свод законов о поощрениях и наказаниях в данной школе, проект здания новой школы и т,д.( Приложение№6)

 

По количеству учащихся это могут быть проекты индивидуальные и групповые. Например, индивидуальный проект в форме реферата «Национальная кухня Франции», «Исторические связи Франции и России».

Групповые проекты: «Проблема транспорта в нашем городе», «Школа, которую я люблю». При работе по проекту «Школа, которую я люблю» привлекались учащиеся не одной параллели, или одного класса, а учащихся с 7- 11 класс. Вначале была проведена анкета, где одним из вопросов был и такой: «Любите ли вы свою школу?». Ни один из учащихся не сказал, что нет. После совместного обсуждения проекта каждая группа получила свое задание (свой мини-проект): «Город-побратим Сент», «Из истории французской школы», «Учителя нашей школы», « Традиции школы», «Наши спортивные достижения», «Художник Борис Французов», «Культурная жизнь школы», «Наша школа в будущем».