В основу опыта легли теоретические идеи проблемного обучения как отечественных, так и зарубежных авторов (Дж.Дьюи, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и др.). Американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи (1859-1952) считал важнейшими условиями успешности обучения:

• Проблематизацию учебного материала (знания-дети, удивление, любопытство)

• Активность ребенка (знания должны усваиваться с «аппетитом» ).

• Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

 

Концептуальные положения технологии проблемного обучения по Дж.Дьюи следующие:

1. Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании

2. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

3. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

 

Эти идеи получили дальнейшее развитие в разработках У.Килпатрика- автора метода проектов, а также в работах отечественных педагогов и психологов П.П.Блонского, С.Т.Шацкого и др. Достаточный интерес представили работы исследовательницы из Кирова Л.В.Садаковой, в работах которой раскрывается сущность понятия «само- деятельность».

Поскольку в основе проблемного метода обучения лежит положение о том, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, педагог должен стимулировать поисковую деятельность учащегося.

Опираясь на основные положения теории проблемного обучения, важно создавать особый вид мотивации – проблемную, что требует адекватного конструирования дидактического содержания материала. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний.

 

Преимуществами проблемного метода обучения являются:

• Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

• Высокий интерес к учебному труду;

• Развитие продуктивного мышления;

• Прочные, действенные результаты обучения.

 

Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям». Проблемный метод обучения развивает творческую активность учащихся. К творческим умениям можно отнести следующие умения :

а) вести дискуссию;

б) слушать и слышать собеседника;

в) отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

г) находить компромисс с собеседником;

д) лаконично излагать;

е) находить много вариантов решения проблемы.

 

В развитии самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность особое место принадлежит методу проекта.

Профессор Колумбийского университета У.Килпатрик разработал психолого-педагогическое обоснование данного метода. Под проектом У.Килпатрик понимал всякий целевой проект, всякий случай целевой активности, где «господствующее» намерение как внутреннее побуждение:

1. устанавливает цель действия;

2. руководит его процессом;

3. обосновывает его направление, его внутреннюю мотивировку.

 

Познавательная деятельность учащихся считается наиболее эффективной в том случае, когда ее источником является «внутренний» интерес. Ученику предоставлялась широкая инициатива в постановке целей своей деятельности, в выборе и разработке проектов. Учащимся может принести пользу только такая деятельность, которая выполняется ими с большим увлечением.

 

В основу методов проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо:

1. Научить школьников самостоятельно мыслить;

2. Привлекать для выполнения проекта знания из различных областей;

3. Прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вариантов решения.