Один из вариантов организации занятий по лекционно-семинарской системе выглядит следующим образом:

 

• Деление изучаемого материала на объединённые одним замыслом разделы. Ставятся цели и задачи, отбираются умения и навыки в соответствии с обязательным минимумом содержания образования и требованием к уровню подготовки выпускников. Делится материал на три уровня, достаточный для получения оценки «3», «4», «5».

 

• Первое занятие - вводная лекция на котором объясняется содержание темы в целом, выделяется главное .На первом занятии объясняется содержание темы в целом, проводится вводная лекция, выделяется главное. Вводная лекция решает задачи целостного раскрытия материала, установления его связи с другими темами и предметами, ознакомления учащихся с системой работы по данной теме. Лекция должна быть живой, содержательной, интересной, чтобы возбудить познавательный интерес учащихся, используются элементы беседы, демонстрируются эксперименты, предлагаются небольшие фронтальные опыты, чем достигается активность учащихся.

 

• Серия семинарских занятий, число которых зависит от сложности и объёма изучаемой темы. На этих уроках учащиеся под руководством учителя и самостоятельно, пользуясь учебником и дополнительной литературой, изучают новый материал, повторяют и обобщают изученное, ищут связь изученного с другими разделами физики и другими науками, готовят интересные сообщения по теме. При подготовке к семинарам учащимся помогает пособие «Самоучитель». В ходе работы учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, глубже его усваивают и понимают, таким образом, создаётся целостная картина изученного.

 

• Инструктаж в виде установочной лекции перед выполнением лабораторных работ и уроков решения задач. Установочная лекция освещает вопросы подготовки к лабораторно-практическим занятиям, даёт инструкции и советы, обращает внимание на трудные моменты, даются алгоритмы решения задач, разбираются типичные задачи. Лекция носит репродуктивный характер.

 

• Лабораторный практикум – уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых учащиеся учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, записывать в таблицы, рассчитывать погрешности, составлять отчёт и делать выводы. Дополнительные творческие задания учащиеся выполняют по желанию.

 

• Решение задач по теме – углубление и развитие знаний. Задачи определяются по уровню сложности. Проводится решение любимых задач, когда учащиеся сами выбирают себе задачу и объясняют её решение всему классу или находят задачи в других источниках и просят объяснить её решение.

 

• Зачёт – проверяется усвоение учебного материала по теме. Письменный зачёт проводится для промежуточного контроля знаний с целью дальнейшей корректировки знаний в форме физического диктанта или теста. Итоговый зачёт проходит в два этапа. Первый этап – теоретический, проверяется и корректируется знание теории. На зачёте – собеседовании учащиеся берут билет , где указаны номера теоретического вопроса и номер задачи(качественной). На подготовку даётся 10 минут. После этого ученик садится отвечать к столу учителя. Одновременно за столом могут сидеть 5 – 6 учащихся. Первый начинает отвечать, остальные слушают. Ответившему задаются 2-3 уточняющих вопроса и вопрос, требующий применения знаний в нестандартной ситуации ( учителем или учениками). В обсуждении участвуют все сидящие за столом. Объявляется оценка. Если ученик хочет её улучшить, он может остаться и участвовать в дальнейшем обсуждении. К зачёту с использованием домино готовятся карточки в форме:

 

Ответ.
Определение, формула, понятие,
единица измерения, кто и когда открыл
или изобрёл и т.д.
Вопрос.
Что называется …?
Как формулируется …?
Что является единицей измерения …?
и т. д.

 

Учащиеся составляют цепочки без учёта времени или с учётом времени. Проводится экспресс опрос :берётся произвольная карточка, зачитывается вопрос, учащиеся находят карточку с ответом. Учащиеся заполняют в тетради таблицу:

 

Вопрос
Ответ

 

Такой зачёт проводится со слабыми учащимися или могут сильные ученики проверять слабых. Второй этап – контрольная работа.

Для оптимизации работы учителя и учащихся изучение тем по лекционно-семинарской системе проводится согласно тематическому планированию ( приложение №4). Много внимания при проведении занятий уделяется формированию учебно-познавательных умений и навыков, учащиеся для этого пользуются пособием «Самоучитель» (приложение №3; 6).

Ученику интересно учиться, если он может что-то делать сам, видит результат своей деятельности и приобретённое знание или умение пригодиться в дальнейшем. В системе лекционно-семинарских занятий имеется возможность формирования умений слушать, конспектировать, составлять тезисы, работать с дополнительной и справочной литературой. Эти умения являются важными в условиях нарастания темпов научно- технического прогресса, когда каждому человеку необходимо пополнять и углублять знания и доступными для учащихся различных уровней обучаемости.

Вырабатываются критерии оценок и условия получения зачёта автоматически, результаты заносятся в сводную ведомость.

Вся информация по организации изучения и содержание темы представлена на стенде в кабинете.