Каждый учитель думает о том, как организовать процесс обучения, чтобы усвоение знаний доставляло школьникам удовольствие и на уроки они шли с радостью. Выдающийся физик А. Эйнштейн высказал свою точку зрения на эту проблему словами: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Именно интерес – наиболее действенный мотив учения. Известно, что важным средством пробуждения интереса к физике является использование приёмов занимательного изложения учебного материала. С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики замечательный популяризатор науки Я.И Перельман разработал приёмы занимательного изложения, позволяющие полнее учесть особенности мышления и служат средством сосредоточения внимания, способствуют запоминанию.

Многими учителями физики взяты на вооружение методы и средства развития познавательных интересов учащихся, выработанные педагогической наукой (Ю.К Бабанский, П.И.Пидкасистый) и конкретизированы методистами – физиками ( В.Г.Разумовский, И.Я.Ланина , Э.М.Браверман и др.). Интерес это то, что должно определять содержание, структуру и весь процесс изучения физики. В работах ученых, например, в работе А.К.Марковой «Формирование мотивации учения» можно выделить следующие уровни сформированности учебно-познавательного интереса: любопытство, удивление, активная познавательность, стремление всё узнать, прочные знания, научный поиск.

Фразу «учись учиться» сегодня следует понимать так: ученика нужно научить думать, сопоставлять, анализировать, ставить вопросы. Следовательно, одной из педагогических целей становится воспитание интереса, потому что, человек лишённый интереса не способен к творческому подходу к делу. Передача знаний и возбуждение интереса это два параллельных процесса. Создание на занятии атмосферы сотрудничества, сопереживания, «соразмышления», передача информации по принципу «удивительное – рядом» так, чтобы соблюдался баланс «очевидного» и «невероятного», а также умение правильно, проблемно и вовремя поставить вопрос – вот некоторые слагаемые интересного обучения, изложенные в статье Л.Генденштейна «Анатомия интереса» в журнале «Педагогическая техника» №5, 2005г

В книге Б.В.Горячего «Управление лекционно-семинарской и зачётной системой в школе» М.,1994 отмечается, что общепринятой формой организации учебно-познавательного процесса является урок. Однако, как показывает опыт работы учителей (Н.Н Убейкин, О.О.Ламберг, Т.В.Василихина, Н.С.Зверева, А.А.Найдин и др.), в рамках традиционного урока очень трудно решить вопросы, связанные с развитием у учащихся творческих способностей, с формированием у них исследовательского подхода в процессе учения, методов учебно-познавательной деятельности. В связи с этим актуальна организация лекционно-семинарской и зачётной системы обучения. Данная система обучения обладает рядом преимуществ:

1. Рациональное использование времени даёт возможность сочетать высокий теоретический уровень преподавания с развитием у учащихся умений, навыков, приёмов самостоятельного осмысления фундаментальных научных идей и межпредметных связей.

2. Широкое использование генерализации. При минимальном объёме знаний фиксируется такое содержание, которое обладает большой учебно-познавательной ёмкостью.

3. Совершенствование учащимися своих знаний, умений и навыков непосредственно на занятиях, под руководством учителя и самостоятельно. Учащиеся учатся планировать свою работу, общаться с товарищами по учебным проблемам, быть консультантами или проверяющими.

4. Функционирование гибко-фиксированной системы обучения, создание условий для устранения однообразных методов и приёмов преподавания и учения.

Роль учителя в системе лекционно-семинарских занятий заключается в оптимальном выборе учебных технологий, а также разработке таких алгоритмов деятельности учащихся, которые в полной мере отвечали бы современным требованиям. Учитель прогнозирует, организует, координирует и регулирует, активизирует, контролирует и стимулирует учебно-познавательную деятельность школьников. Лекционно-семинарская система обучения даёт возможность учителю организовать преподавание по новым учебникам с наименьшими затратами времени.

Необходимо, чтобы лекционно-семинарская и зачётная система обучения использовалась регулярно, была завершённой, педагогически обеспеченной системой работы и для учителя и учащихся. Оптимальное число лекций, семинаров определяется целым рядом факторов: возрастными особенностями, уровнем развития и подготовленности класса, спецификой содержания и местом темы в программе, качеством подачи материала в учебных пособиях, наличием учебной технологии по данному предмету. Опыт учителей и научно-педагогические рекомендации свидетельствуют, что лекционно-семинарские и зачётные занятия могут занимать 30 – 35% учебного времени по предмету.

Одним из основных дидактических требований к лекционно-семинарской и зачётной системе обучения, сформулированных Б.В.Горячевым, является «…развитие у учащихся интереса к учебным предметам, стремление к знаниям, самообразованию, умению самостоятельно углублять и совершенствовать свои знания, поощрение инициативы и творчества учащихся, то есть, создание системы стимулов ». Таким образом, лекционно-семинарская система является одним из средств формирования учебно-познавательного интереса к физике у учащихся 10-11 классов.