В условиях обновления содержания образования и усиления практической направленности преподавания применение лекционно-семинарской системы обучения является актуальным. Ученику интересно учиться если он может что-то делать сам, видит результат своей деятельности и приобретённые знания я умение пригодятся ему в дальнейшем. В системе лекционно-семинарских занятий имеются дополнительные возможности конспектировать, составлять тезисы, работать с дополнительной и справочной литературой, общаться по научной проблеме со сверстниками. Эти умения являются важными в условиях нарастания темпов научно технического прогресса и переустройства общества, когда человеку необходимо пополнять и углублять знания, повышать квалификацию, менять профессию и доступными для учащихся различных уровней обучаемости и интереса.

Изменение роли учителя требует владения гибкой системы управления образовательным процессом, делает перспективным использование лекционно-семинарской системы занятий. Очень действенным мотивом, побуждающим школьника к усвоению знаний, являются учебно-познавательные интересы. При организации лекционно-семинарской системы обучения учитываются источники, пути и методы стимулирования интересов учащихся, в том числе и в ходе самостоятельной работы.

 

Источники стимуляции
познавательных процессов
Пути стимуляции развития
познавательных интересов
Формы организации учебно-познавательного процесса
Содержание учебного материала
Реализация принципа новизны учебного материала
Вводная лекция
Использование элементов историзма
Вводная лекция
Обобщающая лекция
Открытие нового в известном
Семинар
Практикум
Показ достижений современной науки
Семинар интересных сообщений
Обоснование практической значимости знаний
Семинар, практикум, зачёт
Отношения учителя с учащимися
Обеспечение и поддержание доброжелательных отношений
Лекция, семинар, зачёт
Проявление педагогического оптимизма
Лекция, семинар, зачёт
Обеспечение поддержки начинаний учителя учениками
Лекция, семинар, зачёт
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности
Проблемное изложение материала
Лекция, семинар, практикум
Организация исследовательской работы
Семинар, практикум, зачёт
Решение творческих задач
Семинар, практикум, зачёт
Многообразие самостоятельной работы школьников
Лекция, семинар, практикум, зачёт,

 

В этих условиях лекционно-семинарская система обучения является одним из тех способов организации учебного процесса, при котором учащиеся получают практические навыки анализа информации, самообучения, самостоятельной деятельности, опыта исследовательской деятельности. У учителя появляется больше возможностей выявления способностей учащихся, использовать освоенное содержание для решения практически-познавательных задач и проблем, целесообразного использования программно-методических материалов и разнообразных средств обучения.