«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Для решения этой непростой задачи, поставленной Правительством Российской Федерации в «Концепции модернизации образования на период до 2010 года», общеобразовательная школа должна формировать у учащихся систему универсальных знаний и умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. создать условия для развития личности. Пути решения этой задачи следующие:

• Оптимизация учебной нагрузки учащихся за счёт эффективных методов обучения;

• Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения при обеспечении государственных образовательных стандартов с учётом постоянного роста информации.

Именно поэтому всё большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путём создания условий для глубокого анализа явлений, на развитие умений самостоятельной работы, на умение учиться самому. Умение учить себя самому помогут в дальнейшем выпускнику самоутвердиться в жизни, повышать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания, переквалифицироваться.

В начале каждого учебного года проводится диагностирование уровня обучаемости детей по физике.

Период
Число
учащихся,
изучающих
физику
Уровни обучаемости
высокий
средний
низкий
очень низкий
2002-2003
160
8,2%
31%
60,8%
2003-2004
158
11%
32%
57%
2004-2005
148
13%
30%
52%
5%
2005-2006
136
14%
29%
43%
14%

 

Более 50% учащихся имеют низкий и очень низкий уровень обучаемости. Применение системы лекционно-семинарских занятий делает возможным решение противоречия между программными требованиями и реальным уровнем способностей и интереса к предмету у старшеклассников. Многократное рассмотрение одной и той же темы на семинарских, практических и зачётных занятиях даёт возможность выбрать учащимся, что им доступно и интересно и может быть востребовано в дальнейшем. С учётом диагностирования проводится отбор учебного материала, подбор заданий, составляются контрольно-измерительные материалы.

Старшие классы школы формируются из выпускников как нашей школы, так и Павловской основной средней школы, у которых сформировалось своё отношение к предмету.


К десятому классу учащиеся уже определяются в вопросе профориентации .

Появляется противоречие между осознанной необходимостью изучать предмет у одних учащихся, и « он мне не нужен» у другой части . Одни выпускники выбирают профессии, связанные с физикой, другие – нет, но всем им должно быть интересно познавать мир, изучать физику.

Организация изучения физики по системе лекционно-семинарских, зачётных занятий необходима для нашей сельской школы, в которой обучаются 280 учащихся из 16 населённых пунктов, расположенных в радиусе 15 км от школы. Для 170 учащихся организован ежедневный подвоз, но бывают сбои по погодным условиям и причине недостаточного финансирования. Возникают проблемы в работе школы зимой из-за плохого отопления, когда температура в классах приближается к 00 С. В этих случаях посещение детей затруднено. Использование лекционно-семинарской системы занятий даёт возможность чёткого отслеживания усвоения учащимися тем курса и итоговую оценку выставлять согласно календарно-тематического плану. Учащиеся учатся планировать свою работу, общаться со старшими, быть консультантами, приобретают более обширные навыки научной организации учебного труда.