Для достижения цели наиболее полного охвата детей дошкольным образованием и удовлетворения образовательных запросов семьи посредством организации новых форм работы ДОУ с неорганизованными детьми был использован следующий алгоритм действий, который строился на аналитико-диагностической основе:

- выявление количественного и возрастного состава детей в городе, не посещающих ДОУ;

- исследование запросов населения с целью выбора наиболее запрашиваемой модели групп кратковременного пребывания детей;

- изучение запросов родителей на образовательные услуги, предоставляемые в группах кратковременного пребывания;

- решение материального вопроса, за счёт каких средств (бюджетных или внебюджетных) будет осуществляться образовательная услуга.

 

В результате проведенной работы родителями были выбраны следующие модели групп кратковременного пребывания:

- группа ранней адаптации и социализации детей с 1 до 3 лет;

- группа выходного дня для детей от 3 до 7 лет (приложение №1).

 

В рамках развития модели, группа кратковременного пребывания для неорганизованных детей, решалась задача обеспечения ее нормативно-правовой базы, соответствующей и удовлетворяющей запросу городского сообщества:

- положение о группе кратковременного пребывания (приложение №2),

- положение об оказании платных дополнительных услуг (приложение №3),

- смета доходов и расходов (приложение № 3а,3б),

- родительский договор (приложение №4),

- положение о порядке приема детей в группу кратковременного пребывания ( приложение №5).

- положение об организации педагогического процесса групп кратковременного пребывания: место, кадровое обеспечение (воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, педагог-психолог, учитель- логопед); оплата труда (путем введения дополнительных штатных единиц или почасовой оплатой из надтарифного фонда) (приложение .№1).

- разработка функциональных обязанностей и графика работы специалистов, которые будут работать на группах кратковременного пребывания ( приложение № 6а.6б,6в).

- определение режима работы групп кратковременного пребывания детей (приложение №7);

- отбор содержания педагогического процесса, составление расписание и учебного плана (приложение № 7,7а), разработка программы (приложение №9), планов ( приложение №9а);

- разработка рекомендаций по организации предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста (приложение №10);

- подбор диагностических методик, позволяющих отслеживать соответствие выбранного содержания государственным стандартам, составление анкет по изучению мнения родителей о работе групп кратковременного пребывания и предлагаемых услугах (приложение № 11а,11д,11е);

- определение критериев оценки адаптационных возможностей детей (приложение № 11б,11в,11г);

- организация разнообразных форм и методов работы с семьей (приложение № 12).

 

В рамках рекламы образовательных услуг детского сада проводились дни открытых дверей, знакомили с работой групп кратковременного пребывания, давали объявления в местной газете и по кабельному телевидению, информировали население о новых формах работы ДОУ и результативности.

 

Для организации работы групп кратковременного пребывания создали предметно – развивающую среду:

- группа сенсорно – речевого развития;

- зал физического развития;

- музыкальный зал;

- студия ручного труда;

- изостудия;

- театральная студия;

разработали тематическое планирование (приложение №8), сделали подборку программно- методического обеспечения, опираясь на основу базисной программы «Истоки», пособия по воспитанию и обучению детей до 3-х лет «Кроха», которые отвечают основным принципам педагогической деятельности коллектива:

- обеспечение игровой мотивации детской деятельности;

- учёт кратковременности пребывания, разновозрастности и непостоянства состава детско-взрослого контингента;

- доступность и двухадресность содержания педагогического процесса (направленность на детей и взрослых).

 

Учитывая специфичность работы на группах кратковременного пребывания, был произведен отбор педагогов – профессионалов, имеющих педагогическое образование (высшее, средне-специальное), квалификационную категорию (первая, высшая), ориентирующих в современных требованиях педагогики и психологии, умеющих быстро реагировать на социальный заказ.

Форма работы с детьми осуществляется как фронтально, так и индивидуально. Во время специально-организованных фронтальных занятий педагога с детьми, родителям предоставляется возможность получить консультацию специалиста (заведующей, педагога – психолога, учителя – логопеда, врача – педиатра и т. д.).

Во время индивидуальной работы с ребёнком, педагог демонстрирует родителям приемы развивающего обучения и способы организации игр – занятий с детьми, которые они смогут применять дома.

В конце посещения детьми группы кратковременного пребывания ранней адаптации проводится самодиагностика родителей по готовности к поступлению в детский сад их ребенка, самооценка вклада в развитие личности малыша и подготовки, определение сильных его сторон и построение перспектив развития (приложение №11б).