Цель:

на основе самореализации творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и художественного труда способствовать освоению учащимися знаний о традициях, быта, истории своего края и народа, навыков декоративно – прикладного искусства, развитию эмоциональной сферы, то есть основ духовности.

 

Условия:

1. оборудование, среда (исследования);

2. свобода восприятия, свобода выражения;

3. индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 

Задачи:

1. выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся;

2. приобщение к народным традициям через знание основных народных промыслов, творчество местных умельцев;

3. включение в творческую деятельность через экскурсию-поиск (музей, картинная галерея) и занятия;

4. воспитание художественного вкуса, богатого воображения, фантазии;

5. воспитание бережного отношения к памятникам культуры родного края;

 

Формы организации работы с детьми

 

Урок

• по группам;

• индивидуально;

 

Кружок

• по группам;

• индивидуально;

 

 

Методы и приёмы

• наглядный;

• словесный;

• показ;

• объявления;

• беседа;

• экскурсия;

• наблюдения;

• исследования;

• анализ;

• синтез;

• практический показ.

 

Решение данных задач осуществляю через:

• двухчасовые уроки « Изобразительное искусство и художественный труд» в 8 классе, как завершающий этап обучения изобразительной деятельности в основном звене.

• кружковые занятия, по группам (10 человек), где работа проводится по разным направлениям (поисковые – экскурсии, эскизные и творческие работы, обобщающий материал для музея.)

 

Кружок комплектуется:

• по возрастному составу; (исследование)

• по умениям и навыкам; (практическая часть)

 

При подборе учащихся в кружок учитывается желание детей, родителей, рекомендации психолога. Предпочтение отдаётся детям из многодетных семей, опекаемым и одарённым.

 

Моя педагогическая система состоит из:

 

• тематических планов работы кружка и уроков;

• программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 8 класс (рецензированной М.Ю. Новицкой и одобренной ВИПКРО «кабинетом Искусств»);

• конспектов уроков, наглядного материала, фильмотеки;

• выставка детских работ (1раз в четверть); 1 раз в год в картинной галерее;

• семинаров – практикумов для учителей ИЗО, родителей, воспитателей детских садов города и района;

• совместных мастер-класссов для воспитателей детского сада № 4 и учителей ИЗО района;

• индивидуальной работы с одарёнными детьми;

• встреч, конференций на базе краеведческого музея и картинной галереи;

• работы по диагностике результата (тесты, анкетирование).

 

Одним из наиболее эффективных путей освоения народной культуры является взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой литературой, поэзией Владимирского края, а конкретно с Покровом и Петушинским районом:

• литературное объединение «Радуга»;

• Дом искусств города Покрова;

• картинная галерея города Покрова;

• краеведческий музей города Покрова.

 

Настоящее становление личности происходит только тогда, когда осознанно и глубоко воспринимается история и культура родного края как составная часть истории культуры России.

 

СПОСОБНОСТИ – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого вида деятельности Они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами, приёмами деятельности.

В творчестве способности могут выражаться в оригинальности их использования в профессиональной направленности.

Художественное воспитание духовной личности предполагает не развитие у школьников ремесленных способностей, а формирование определённой суммы знаний, эмоционально волевой сферы.

Народные промыслы, по определению Даля, это форма народного творчества, связанная с изготовлением изделий декоративно – прикладного искусства.

Народное творчество – художественная, коллективная творческая деятельность, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы создаваемые народными творцами и его духовность.

Народное декоративное творчество помогает детям узнать быт, традиции русского народа, народную культуру.

Народное прикладное искусство – это первооснова профессионального искусства, а например, роспись по дереву ближе к родной природе (условности, символы, декоративность, красочность).

Погружение детей в различные виды художественного и декоративно – прикладного искусства способствует формированию взаимоотношений между детьми разного возраста, а декоративно – прикладное искусство знакомит с народной культурой, её корнями.

Жизнь, быт, культура родного края предстаёт в контексте и смысловых связях с Российской и мировой культурой.
Работа с кожей, мехом, изготовление кукол, роспись пасхальных яиц и другие виды художественной деятельности помогают понять детям уклад жизни русского народа, его обычаи, традиции. Это помогает развить художественный вкус, образное мышление, воображение, пробудить интерес к народной культуре.

 

Для определения результата была создана система:

 

1. тесты на определение на определение вида и жанра росписи;

2. анализ работ;

3. рейтинг;

4. кроссворды;

5. тесты (самооценка, настроение).