Цель:
на основе самореализации творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и художественного труда способствовать освоению учащимися знаний о традициях, быта, истории своего края и народа, навыков декоративно – прикладного искусства, развитию эмоциональной сферы, то есть основ духовности.
Условия:
1. оборудование, среда (исследования);
2. свобода восприятия, свобода выражения;
3. индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Задачи:
1. выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся;
2. приобщение к народным традициям через знание основных народных промыслов, творчество местных умельцев;
3. включение в творческую деятельность через экскурсию-поиск (музей, картинная галерея) и занятия;
4. воспитание художественного вкуса, богатого воображения, фантазии;
5. воспитание бережного отношения к памятникам культуры родного края;
Формы организации работы с детьми
Урок
• по группам;
• индивидуально;
Кружок
• по группам;
• индивидуально;
Методы и приёмы
• наглядный;
• словесный;
• показ;
• объявления;
• беседа;
• экскурсия;
• наблюдения;
• исследования;
• анализ;
• синтез;
• практический показ.
Решение данных задач осуществляю через:
• двухчасовые уроки « Изобразительное искусство и художественный труд» в 8 классе, как завершающий этап обучения изобразительной деятельности в основном звене.
• кружковые занятия, по группам (10 человек), где работа проводится по разным направлениям (поисковые – экскурсии, эскизные и творческие работы, обобщающий материал для музея.)
Кружок комплектуется:
• по возрастному составу; (исследование)
• по умениям и навыкам; (практическая часть)
При подборе учащихся в кружок учитывается желание детей, родителей, рекомендации психолога. Предпочтение отдаётся детям из многодетных семей, опекаемым и одарённым.
Моя педагогическая система состоит из:
• тематических планов работы кружка и уроков;
• программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 8 класс (рецензированной М.Ю. Новицкой и одобренной ВИПКРО «кабинетом Искусств»);
• конспектов уроков, наглядного материала, фильмотеки;
• выставка детских работ (1раз в четверть); 1 раз в год в картинной галерее;
• семинаров – практикумов для учителей ИЗО, родителей, воспитателей детских садов города и района;
• совместных мастер-класссов для воспитателей детского сада № 4 и учителей ИЗО района;
• индивидуальной работы с одарёнными детьми;
• встреч, конференций на базе краеведческого музея и картинной галереи;
• работы по диагностике результата (тесты, анкетирование).
Одним из наиболее эффективных путей освоения народной культуры является взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой литературой, поэзией Владимирского края, а конкретно с Покровом и Петушинским районом:
• литературное объединение «Радуга»;
• Дом искусств города Покрова;
• картинная галерея города Покрова;
• краеведческий музей города Покрова.
Настоящее становление личности происходит только тогда, когда осознанно и глубоко воспринимается история и культура родного края как составная часть истории культуры России.
СПОСОБНОСТИ – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого вида деятельности Они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами, приёмами деятельности.
В творчестве способности могут выражаться в оригинальности их использования в профессиональной направленности.
Художественное воспитание духовной личности предполагает не развитие у школьников ремесленных способностей, а формирование определённой суммы знаний, эмоционально волевой сферы.
Народные промыслы, по определению Даля, это форма народного творчества, связанная с изготовлением изделий декоративно – прикладного искусства.
Народное творчество – художественная, коллективная творческая деятельность, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы создаваемые народными творцами и его духовность.
Народное декоративное творчество помогает детям узнать быт, традиции русского народа, народную культуру.
Народное прикладное искусство – это первооснова профессионального искусства, а например, роспись по дереву ближе к родной природе (условности, символы, декоративность, красочность).
Погружение детей в различные виды художественного и декоративно – прикладного искусства способствует формированию взаимоотношений между детьми разного возраста, а декоративно – прикладное искусство знакомит с народной культурой, её корнями.
Жизнь, быт, культура родного края предстаёт в контексте и смысловых
связях с Российской и мировой культурой.
Работа с кожей, мехом, изготовление кукол, роспись пасхальных яиц и другие виды
художественной деятельности помогают понять детям уклад жизни русского народа,
его обычаи, традиции. Это помогает развить художественный вкус, образное мышление,
воображение, пробудить интерес к народной культуре.
Для определения результата была создана система:
1. тесты на определение на определение вида и жанра росписи;
2. анализ работ;
3. рейтинг;
4. кроссворды;
5. тесты (самооценка, настроение).