Проектная деятельность школьников - форма их учебно-познавательной активности, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и переемственность процесса обучения и являющаяся средством развития личности ребенка. Проектная деятельность носит творческий, преобразующий характер.(Матяш Н. В., Симоненко В. Д.)

Творчество в психологии понимается как деятельность, результатом которой является создание субъективно или объективно новых материальных и духовных ценностей (Петровский А. В., Ярошевский М.Г.). Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, а так же возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объём знаний, а тип их усвоения, который в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний. Проектная деятельность представляет как раз тот тип усвоения знаний, который задаёт многочисленные возможности использования знаний в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрослых главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и его социальная значимость.

Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личной или общественной значимости. При этом необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач.

П. Н. Андрианов выделяет четыре этапа творческого процесса школьников, каждый из которых имеет отчётливо выраженный промежуточный результат.

Этапы Результаты
1. Обоснование, осознание, принятие идеи.
Осмысленная и принятая идея-задача.
2. Технологическая разработка идеи. Доведение идеи до возможности её практической реализации
3. Практическая работа над идеей Практическая реализация идеи
4. Опробование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества.

К творческой деятельности учащихся надо готовить.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности « не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться». ( Моляко В. А.)

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается переемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. На данном этапе происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению «звёздочки обдумывания», т. е. общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.

Что же такое учебный проект?

Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

 

Проблема проекта «ПОЧЕМУ»
(это важно для меня лично)
Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта «ЗАЧЕМ»
(мы делаем проект)
Целеполагание
Задачи проекта «ЧТО»
(для этого мы делаем)
Постановка задач
Методы и способы «КАК»
(мы можем это делать)
Выбор способов и методов, планирование
Результат «ЧТО ПОЛУЧИТСЯ»
(как решение проблемы)
Ожидаемый результат

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ.

1 этап – погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности)

2 этап – организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование.выбор формы и способа презентации)

3 этап – осуществление деятельности(поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)

4 этап – презентация (прдъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности)

 

Педагогическим результатом проектной деятельности является сама деятельность. И с точки зрения детей – тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт – это одно из воплощений замысла.

Учебный проект тем и отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта.

В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами. От ученика требуется самостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что учитель не рассказывает ребенку ничего лишнего. У ученика есть право первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, творчески «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно задача учителя – помочь ему это сделать.

 

Использование проектной деятельности способствует созданию условий для развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста:

· создание личностно – значимых побудительных мотивов (постановка проблемы, лежащей в основе проекта инициирует деятельность ребёнка)

· свобода выбора ролевого участия в общей деятельности и путей поиска решения проблемы (возможность самоорганизации собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами)

· реализация потребности в общении и совместной деятельности

· реализация двигательной активности детей

· возможность самоанализа успешности и результативности собственной деятельности (в процессе работы над проектом дети сами разрабатывают приёмы контрольно-оценочной деятельности)

Мотивация – как условие активизации творческих способностей.

Мотивация позволяет человеку творить, только прислушиваясь к самому себе
мы сможем выбрать тот единственный путь, следуя которому
будет расти наша творческая активность.
Т. Калашникова

Проблема мотивации учебной деятельности является фундаментом для построения учебно-воспитательного процесса. Мотив – это стимул к деятельности. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно-значимого. Для того чтобы ребёнок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость и нашли опорную точку в переживаниях ученика. В этом случае ребенок будет испытывать чувство радости от достижения внутренне мотивированной цели, будет находить поэзию и в процессе монотонной деятельности, потому что мысли, чувства и воображение рождаются непосредственно в деятельности и создают тягу к завершению работы.

Задача учителя - способствовать успешному формированию внутренних мотивов, через понимание к осознанию и к действию в качестве побудительной силы. Метод проектного обучения несет в себе ряд условий, способствующих возникновению положительной учебной мотивации, возникновению интереса к самому процессу добывания знаний. Очень важно на первом этапе знакомства с темой проекта правильно изложить проблему предстоящей деятельности, сделать её личностно-значимой для каждого ученика. Решение проекта необходимо не вообще, а для практической и общественной пользы. Такое применение имеющихся или вновь полученных в ходе проекта знаний привлекательно для учащихся, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Заманчивой является и сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, познать себя в деле. Это создает мотивацию личного участия в работе.

Мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

И наконец еще один веский мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходим ребенку в любом возрасте.

Свобода выбора ролевого участия,
как условие активизации творческих способностей.

Ни для кого не секрет: маленькие дети – народ импульсивный. Сегодня они могут сделать массу открытий, а завтра не справятся с простейшим заданием только потому, что с кем-то поссорились или не выспались. Метод учебного проектирования предполагает свободу выбора участия в нём, и это, конечно, подкупает ребёнка.

 

Каждый ребёнок имеет право:

1. Не участвовать ни в одном из проектов.

2. Участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях.

3. Выйти в любой момент из любого проекта.

4. В любой момент начать свой новый проект.

 

Ребёнок получает возможность попробовать свои силы и в индивидуальной работе, и в паре, и в групповой деятельности. Проект дает ученику почувствовать, как влияет его деятельность на работу класса в целом.

Учитель же получает возможность отследить умение ребёнка общаться с окружающими его людьми, внести необходимые коррективы в поведение ребёнка, помочь ему почувствовать себя нужным в различных ролях, предполагаемых проектом.

Потребность в общении и совместной деятельности –
как условие активизации творческих способностей.

Дети постоянно задают вопросы. Получая ответы, они открывают тайны окружающего мира, свою неизведанную планету. На каждом шагу малыш сталкивается с неизвестным, с тайной. Знаний у него пока маловато, опыт минимальный, а желание узнать огромно. И его хватит, чтобы освоить, сделать мир своим. Учителю и родителям нужно помочь детям пройти теми тропами, которыми шло человечество к постижению истины добра и красоты. Ребёнок решает для себя те же проблемы, над которыми размышляли мудрецы во благо человечества.

Часто взрослые на все вопросы детей дают один ответ, который выглядит приблизительно так: «Видишь – мне некогда, подрастёшь – узнаешь, Лучше займись чем-нибудь». После серии таких исчерпывающих ответов у ребёнка исчезает интерес к неизвестному, пропадает любопытство, стремление к знаниям, любовь к открытиям и потребность в творчестве. Не приученный к работе разум спит.

Ситуация диалога и полилога ребёнок – взрослый, ребёнок – ребёнок приводит к совместному мыслительному действию, порождает духовное единение, с большей перспективой порождает стремление к размышлению и развитию. Общение тренирует мышление, приучает малыша вместе с другими отыскивать истину, творить добро и красоту. Его дефицит замыкает разум на себе, он кружится, а продукт – мысль – отсутствует.

Зачастую в школе да и дома ребенку предлагают пассивную деятельность: запиши, выучи, принеси, убери. Работа, которая исполняется по чужой воле, не интересна, в ней отсутствует открытие. Поэтому у ребенка появляются отрицательные эмоции. Пассивное действие среди активных – незаметно; сведенное же к суровому правилу, к чужому приказу, оно может породить протест, решительное отрицание, противодействие или вообще нежелание что-либо делать.

Совместная деятельность создает творческую атмосферу, даёт возможность:

- передавать имеющийся опыт непосредственно из рук в руки ребёнку,

- посеять ростки коллективного чувства (если же это отсутствует, ребёнок вырастет эгоистом)

- зная свой вклад в созданный продукт, ребёнок осознаёт цену вещам, труду и ещё более душевно и духовно срастается с теми, с кем вместе работает.

Благодаря совместной деятельности ребёнок приобретает навыки к труду, познаёт и переживает радость труда, радость творчества. Воспринимая и оценивая труд как благо, ребёнок начинает самостоятельно искать его. Труд для него становится единственным средством самоопределения – жизненно необходимой потребностью.

Реализация двигательной активности детей – как условие активизации творческих способностей.

Физическими упражнениями можно увеличивать у детей рост,
как угодно влиять на мышцы, а если при этом
ставить перед ними творческие задания,
то будет прогрессировать и душа.
В. В. Клименко

Двигательная активность детей развивает не только мышцы, как это кажется на первый взгляд, но и тело, органы чувств, мышление и воображение – человеческую душу.

Мышцы человека выполняют три функции:

-органов движения,

-органов познания,

-аккумулятора энергии (не только для мышц, но и для других органов и систем организма ребёнка).

 

Основное свойство живого человеческого движения в том, что ребёнок в процессе его исполнения

- овладевает окружающим пространством и собой в нём;

- усваивает время движения и учится его измерять;

- преодолевает физические силы, оказывающие сопротивление, и учится подчинять их своей воле, а значит - становится свободным.

 

Живым движением ребёнок всё время решает задачу – находит неизвестное в ситуации действия.

Энергопотенциал – материальная основа способности действовать (физически и умственно): жить, перестраивать, творить. Он или накапливается или утрачивается. Вот почему энергопотенциал ребёнка обязательно нужно тратить, заставляя его активно двигаться. При этом условии использованная энергия не только естественно восстанавыливается в таком же количестве, в котором была использована, но благодаря тем же законам природы, накапливается с прибылью. Это и есть предпосылка развития творческой активности, творческих способностей.

 

Чтобы аккумулятор потенциала работал на развитие, необходимо держать включенными:

- механизмы расходования энергии (то есть давать ребёнку возможность двигаться столько, сколько удовольствия он от этого получает);

- механизм восстановления использованного (то есть давать время внутренней работе на возвращение способности к действию);

- механизмы накопления энергопотенциала – они содействуют оптимальному равзвитию мышления, чувств и воображения – инструментов творчества, а благодаря наличию избыточной энергии движения становятся гармоничными, ловкими.

Ребёнок который активен и много двигается, опережает в умственном развитии лентяя, лежебоку.

Использование технологией проектирования способов активного «добывания» знаний служит дополнительным стимулом развития двигательной активности детей, дает естественный выход энергии, дает возможность не прессовать личность, а помогать ей развиваться в творческом плане.

Возможность самоанализа успешности и результативности собственной деятельности – как условие активизации творческих способностей.

В процессе работы над проектом дети учатся оценивать свои учебные достижения, сами разрабатывают приёмы контрольно-оценочной деятельности. Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как – это так называемая «рефлексия деятельности». Это очень важный момент в осуществлении проектной деятельности, который позволяет научиться соизмерять свои способности, позволяет адекватно оценить свои возможности, находить им применение в дальнейшей деятельности.

Возможно применение рейтинговой оценки. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина баллов.

Важно дать возможность каждому школьнику поразмышлять, что дало выполнение этого учебного задания ему лично, что не удалось по собственной вине и в чем именно это заключалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.п.). Обнаружив объективные причины неудач, следует подумать о том, как избежать их в будущем. Ну, а если всё прошло успешно, то необходимо найти слагаемые удачи. Важно, что такое размышление учит учащихся адекватно оценивать себя и других, развивает т. н. «критичность мышления» - необходимое качество развитого интеллекта.

Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся.

Именно у младших школьников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, что предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Творческий проект в наибольшей степени решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения.