Ведущая идея данного педагогического
опыта заключается в том, что творческое развитие личности вообще, предполагает
гармонию разных видов творчества учащихся – учебно-познавательного,
художественного, технического.
Формирование творческих черт должно проходить
с учётом трёх основных сфер деятельности:
1. при усвоении
учебного предмета
2. воспитательной
внеурочной работе
3. в ходе включения
учащихся в различные формы социальной деятельности.
Использование метода учебного
проектирования как способа организации процесса познания позволяет учесть все
три аспекта деятельности, кроме того, содержит большой потенциал в реализации
межпредметных связей (интегрированные проекты), снижает противоречие двух
ведущих составляющих процесса обучения: естественно - научной и гуманитарной.
Причём учителя начальных классов располагают для этого наибольшими
возможностями.
Человек всю жизнь проектирует, не всегда
осознанно, интуитивно. Создавая, человек должен брать на себя ответственность
за результат своей деятельности перед нынешним и грядущим поколениями. Навыки
проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять,
прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Проектная деятельность расширяет сферу познания школьников в
плане постижения общей картины мира, овладения новыми технологиями, а так же
возможностями их применения, преломления в различных видах деятельности.
Активно формирующаяся рефлексия как
личностное новообразование возраста способствует самопознанию, оценке своих
возможностей и способностей. Проектное обучение является таким типом обучения,
при котором дети входят в область научных понятий посредством специально
организованной, стимулирующей развитие рефлексивных навыков учебной
деятельности. В широком смысле выполнение учащимися творческих проектов можно
рассматривать как своеобразную «школу жизни», которая способствует личностному
росту ребёнка, адекватной самооценке, даёт возможность коррекции собственной
деятельности в рамках взаимодействия с другими людьми.