Конечной целью обучения учащегося в школе является решение им важнейшей жизненной задачи: как найти самого себя, своё призвание и на основе этого сознательно избрать ту сферу деятельности, где он сможет лучше всего проявить себя и принести максимум пользы обществу.

 

Среди принципов организации и проведения УП выделяется принцип самоорганизации, подразумевая осознанную, рациональную самоорганизацию. Самоорганизованная личность воспитывается через влияние внешней среды на внутреннюю потребностно-мотивационную сферу данной личности. Причём, приоритетную роль играют общественная среда, средовые условия для развития способности к самоорганизации.

 

Как стать самоорганизованным человеком? Ступени лестницы-деятельности учителя и ученика представлены девизами: «Научить ничему нельзя – можно только научиться»,

«САМ: самостоятельный, активный (аккуратный), мыслящий».

 

Друзьями самоорганизованной личности являются:

а) высокое самосознание как орудие управления человеком своими действиями и поступками;

б) целенаправленность как стимулятор активности личности;

в) стремление к самовыражению и самоутверждению в общественной жизни;

г) самокритичность и самоконтроль.

 

Организация УП осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных характеристик школьников и основана на использовании результатов диагностических исследований, проводимых психологом и учителем. Овладение основами самоорганизации личности опирается на:

а) удивление, создающее эмоциональный фон для восприятия;

б) увлечение, побуждающее ученика к практическому овладению качествами самоорганизованного человека;

в) усвоение, переводящее воспринятое в личностное достояние;

г) применение на практике, закрепляющее усвоенное в структуре личности;

д) убеждение в полезности приобретённых знаний.

 

Использование комплексного подхода при организации УВП позволит ученику сформировать качества, присущие самоорганизованной личности.