Конечной целью обучения учащегося в школе является решение им важнейшей жизненной задачи: как найти самого себя, своё призвание и на основе этого сознательно избрать ту сферу деятельности, где он сможет лучше всего проявить себя и принести максимум пользы обществу.
Среди принципов организации и проведения УП выделяется принцип самоорганизации, подразумевая осознанную, рациональную самоорганизацию. Самоорганизованная личность воспитывается через влияние внешней среды на внутреннюю потребностно-мотивационную сферу данной личности. Причём, приоритетную роль играют общественная среда, средовые условия для развития способности к самоорганизации.
Как стать самоорганизованным человеком? Ступени лестницы-деятельности учителя и ученика представлены девизами: «Научить ничему нельзя – можно только научиться»,
«САМ: самостоятельный, активный (аккуратный), мыслящий».
Друзьями самоорганизованной личности являются:
а) высокое самосознание как орудие управления человеком своими действиями и поступками;
б) целенаправленность как стимулятор активности личности;
в) стремление к самовыражению и самоутверждению в общественной жизни;
г) самокритичность и самоконтроль.
Организация УП осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных характеристик школьников и основана на использовании результатов диагностических исследований, проводимых психологом и учителем. Овладение основами самоорганизации личности опирается на:
а) удивление, создающее эмоциональный фон для восприятия;
б) увлечение, побуждающее ученика к практическому овладению качествами самоорганизованного человека;
в) усвоение, переводящее воспринятое в личностное достояние;
г) применение на практике, закрепляющее усвоенное в структуре личности;
д) убеждение в полезности приобретённых знаний.
Использование комплексного подхода при организации УВП позволит ученику сформировать качества, присущие самоорганизованной личности.