«Научить нельзя – можно научиться».

Для получения образования на разных уровнях и в различных формах у школьника должна быть сформирована внутренняя потребность и развита готовность в этом виде деятельности. А это возможно в ходе сознательной работы над собой, т. е. в ходе самоорганизации.

Самоорганизация основана на:

• формировании приемов рациональной деятельности (в т. ч. учебной);

• на деятельности по обобщению и переносу информации;

• на деятельности с целью самопроверки полученных результатов (т. е. сравнение и рефлексия);

• на деятельности по здоровьесбережению.

 

Ведущей педагогической идеей деятельности является «Формирование способности учащихся осуществлять самоорганизацию личности с учётом их возрастных особенностей и на основе приёмов учебной деятельности по биологии».

Так уж получилось, что устоявшуюся систему преподавания биологии пришлось корректировать в связи с переходом на концентрическую структуру образования. Но бывает, что учителю трудно перестроить себя, хотя вроде бы он всегда должен осуществлять планы руководства. Таким образом, в ходе УВП возникли противоречия:

 

• личностно- учительские

1) между отработанной системой линейной структуры и необходимостью смены программы (содержания) учебного материала, а, следовательно, изменения методики преподавания;

 

• ученические

2) между расширением объема содержания учебного материала и сокращением временных рамок для его изучения;

3) между возрастанием информационной нагрузки и не готовностью учащихся рационально и эффективно овладевать информацией на основе уверенного и четкого использования навыков учебного труда;

4) между необходимостью ситуативного выбора учениками и недостаточным уровнем сформированности их оценочной компетентности.

 

Разрешить второе противоречие можно, сочетая блочную подачу учебного материала с дальнейшей вариативной (уровневой) его отработкой. Организация систематической работы по формированию общих учебных УН учащихся в урочной и внеурочной деятельности в сочетании с использованием активных форм и методов обучения позволит снять третье противоречие. Использование форм и приёмов организации оценивания и самооценивания у школьников будет способствовать разрешению четвёртого противоречия и формированию оценочной компетентности учащихся. В любом случае алгоритм деятельности учителя будет связан с предварительной и последующей (рефлексивной) диагностикой личностного потенциала школьника (уровня его обучаемости и обученности; склонностей и личностно-ценностных качеств) и корректировкой организации УВП.