«Образование - это то, что большинство получает,
многие передают и немногие имеют».
(К. Краус - австрийский писатель)

Одна из целей российской школы – развить у учащегося доступную ему готовность к соответствующему уровню и форме непрерывного образования, отвечающего его внутренней потребности. Для этого школьник в ходе УП осознанно воспринимает, запоминает и воспроизводит систему знаний о природе (обществе), учится пользоваться этими знаниями как способами деятельности по образцу (в знакомой ситуации) и творчески (в незнакомой ситуации), т.е. знания усваиваются на трёх уровнях.

Непрерывность образования, самоорганизация и самообразование школьников, основанные на формировании приёмов рациональной учебной деятельности, позволяют ученику быть готовым к сознательному направлению профессиональной подготовки сообразно личным интересам и потребностям. И, как следствие, выполнение учеником в будущем универсальных для всех граждан социальных функций.

МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района располагается в центральной усадьбе СПК им. Ленина, удалённость от областного и районного центров составляет соответственно более 40 км и 25 км. В школе обучается 131ученик (на 01.09.2005) из нескольких населённых пунктов (с.Рождествено, с.Ельтесуново, с.Василёво, д. Шуново, с.Глухово, с.Ратмирово), организован постоянный подвоз детей на школьном автобусе.

Анализ социальных условий жизни сельского школьника (семейное положение детей, уровень образованности и занятость родителей) стал одним из факторов, определивших тему самообразования. Статистические данные за последние шесть лет убеждают в снижении уровня образованности родителей и увеличении их постоянной занятости в поддержании материального благополучия семьи (как стабильного, так и эпизодического).

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района

(выписка)

 

 
2000 – 2001 г.г.
2003 – 2004 г.г.
2004 – 0005 г.г.
2005 – 2006 г.г.
1.Всего учащихся
217
154
136
131
2. Всего семей
125
113
107
104
А) полных
56,8%
65%
69%
74%
Б) неполных
43,2%
35%
31%
26%
3. Образование родителей
А) высшее
10%
14%
12%
9%
Б) среднее
66%
64%
64%
68%
В) неполное среднее (основное)
24%
22%
24%
23%
4. Занятость родителей
А) колхозники
54,3%
45%
45%
47%
Б) служащие
20,1%
25%
46%
17%
В) рабочие
10%
18%
24%
15%
Г) предприниматели
-
5%
4%
6%
Д) безработные
13,6%
6%
1%
14%
Е) инвалиды
-
1%
1%
1%

 

В ходе осуществления перехода на концентрическую структуру образования возникли противоречия:

- между расширением объёма содержания учебного материала и сокращением временных рамок для его изучения,

- между необходимостью ситуативного выбора учениками и недостаточным уровнем сформированности их оценочной компетентности,

- между увеличением информационной нагрузки и неготовностью учащихся рационально и эффективно овладевать информацией на основе уверенного и чёткого использования навыков учебного труда.
Опрос школьников 7 – 8 классов «Как хорошо я владею общеучебными умениями?» (Приложение№1, №2) показал завышенный уровень их самооценки. Вот некоторые результаты этой анкеты:

Учебный год
2003 – 2004 г. г.
2004 – 2005 г.г.
2005 – 2006г.г.
Класс
8 - 11
8
7
Уровень обучаемости (по результатам психологического исследования)
Средний с тенденцией к понижению
Средний
Учебные умения:
1. темп чтения быстрый (200 и более слов)
26%
42%
57%
2. темп чтения медленный (с ошибками)
26%
33%
43%
3. умеет выделить главные мысли
74%
50%
64%
4. данной техники чтения достаточно для обучения на следующей ступени образования
53%
67%
86%
5. умеет сравнить
88%
92%
93%
6. умеет классифицировать
65%
75%
50%
7. умеет обобщать
62%
67%
57%

 

После проведения диагностического теста «Умею ли я учиться?» (Приложение№3, №4 ) стала видна картина реально сформированных общеучебных умений у учащихся. Увы, она не так радужна, как представляют себе ученики.

УМЕЮ ЛИ Я УЧИТЬСЯ? (Выписка некоторых результатов диагностирования уровня владения приёмами учебной деятельности учащимися 8 – 7 классов Рсош)

 
Доля (процент) учеников, выполнивших задание
 
2003 – 2004 г.г.
2004 – 2005 г.г.
2005 – 2006 г.г.
А. Класс
8
8
7
Б. Уровень обучаемости школьников
(по результатам психологического исследования)
средний
средний с тенденцией к понижению
средний
В. Приёмы учебной деятельности
1. Определение понятий
80%
55%
71%
2. Описание
0%
22%
35,7%
3. Объяснение
33%
0%
0%
4. «Широта мышления»
0%
11%
43%
5. Обобщение
40%
11%
32%
6. Сравнение
6,6%
0%
7%
7. Определение признаков для сравнения
6,6%
11%
7%
8. Классификация
42%
0%
17%
9. Определение основы классификации
0%
0%
0%
10. Работа по инструкции
53%
44%
78%

 

Результаты диагностирования уровня сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся Рсош, противоречия, возникшие на первом этапе модернизации образования, некоторое снижение уровня образованности родителей привели к выводу о необходимости целенаправленной систематической работы по формированию и развитию умений и навыков учебного труда у учащихся для становления самоорганизованной личности.