Школьная физическая культура - это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Физическая культура, как часть общей культуры слагается из многих составляющих. Это - знания человека о своих физических возможностях и методах их совершенствования. Умения практически выполнять физические упражнения в различных условиях; фактор оздоровления детей; воспитательная сторона занятий физическими упражнениями, непременное единство атлетической и общеобразовательной подготовки. И по каждому из этих составляющих я обязана привить своим подопечным необходимые навыки. И не просто привить, но и удерживать детей в постоянной увлеченности физической культурой.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель как специалист существует до тех пор, пока сам учится, общеизвестно. Учить сегодня подрастающее поколение на современном уровне требований общества невозможно без постоянного обновления и обогащения своего научного багажа и, прежде всего, мировоззренческих и психолого-педагогических знаний. Они дают основания предвидеть, уверенность в своих действиях, становятся опорой для творчества.

Один из главных моих принципов - понять ребенка, вникнуть в его душу, глубже познать интересы и желания, сообразуясь с которыми можно на протяжении всех лет обучения в школе стимулировать их увлеченность физической культурой и спортом. Ввести подопечных в прекрасный мир движений, увлечь физической культурой, необходимо любить детей, быть творческой личностью, непрестанно учиться самому, владеть богатым объемом знаний.

Ставя свои индивидуальные задачи на каждый день, выделяю ключевые проблемы и решаю их. Воспитание у детей устойчивого интереса к урокам, формирование умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Повышение информативной емкости предмета, усиление оздоровительной направленности всех проводимых форм работы, развитие индивидуально - творческих возможностей.

Установление общей дисциплины, порядка, контакта, которые позволяют осуществлять учебный процесс. Сам по себе зал спортивный манит учащихся, а особая форма и обувь способствует организованности, подтягивает детей. Но дисциплина не только и не просто послушание, подчинение, это создание рабочей обстановки, наилучших условий для совместного действия. Это положительный настрой, я сразу вижу, какие дети вошли в зал - возбужденные или усталые, иногда приходится на ходу менять разминку или работать на внимание, или наоборот "завести" их игрой. А в процессе урока необходимо минимум простоев.

Как бы не хотелось свободного развития личности, собственная практика заставляет признать необходимость и приучения, и установления дисциплины во избежание нарушений техники безопасности, подчинения всех учеников единым требованиям для работы с классом.

Обучение движениям. В освоении движений особенно важны воображение, ощущения, " специальные чувства " - (чувства партнера, снаряда, мяча и.т.д.), внутренний образ движения.

Совершенствование движений. Задача - добиться наиболее эффективного, результативного выполнения физических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями. Я охотно использую эту форму взаимодействия, так как много путей к успеху. Использую сильные стороны подготовленности ученика, пробуждаю его воображение, чтобы он сам находил нужное для него, свое, неповторимое, умел осуществлять самооценку.

Игра учеников вместе с учителем. Задача - ввести учеников в реальность игры, в действия без внешнего руководства, только по правилам сомой игры.

Учитывая свои склонности к игровым видам спорта, а известно, что игровая деятельность является наиболее соответствующей психологическими особенностям детей и подростков, я немного изменила тематическое планирование. С первого класса начинаю вводить элементы баскетбола, ручного мяча, футбола, лапты, пионербола. Разрабатывая и корректируя программу, я учла особенности нашей школы - лицейские классы и для них ввела вариативные курсы по отдельной программе "красота и здоровье ".

Учащимся с 1 - 5 класс получают "зачет", а с 6 - 11 класс - отметки за усвоение представленных в программе умений и навыков. Цель программы - формирование физической культуры личности школьника, владея которой, он может успешно функционировать в обществе, полноценно самовыражаться и самореализоваться в различных видах жизнедеятельности.

Что ребенок получает на уроке, что у него осталось помимо физического воздействия на организм, какие знания он пробрел, что сумеет перенести в обыденную жизнь, что окажется полезным ему в других видах деятельности - на решение этих и других вопросов направлена моя педагогическая деятельность. Но в каждой возрастной группе от урока к уроку забочусь о формирование детского творчества, расширяя содержательный и познавательный потенциал ученической активности.

Например, в 1 - 3 классах ребята показывают "свои" общеразвивающие упражнения для всего класса, а гимнастике кроме необходимых акробатических элементов показывают оригинальные ими незнакомые пока движения; в средних классах идет формирование инструкторских умений и навыков в проведении общеразвивающих упражнений, каждый ученик может показать,

Объяснить и выполнить "подсчет" нескольких комплексов; в старших классах - девочки на уроках гимнастики составляют, придумывают и воплощают в показательные номера - элементы ритмической, художественной с предметами и без предметов гимнастике, танцевальные движения. Для детей немаловажное значение имеет сиюминутный интерес, удовольствие, испытываемое в каждый момент их деятельности. Подобрать интересные упражнения, повернуть известное неожиданной стороной, оформить урок так, чтобы увлечь детей - это моя основная забота, так как от этого зависят настроение учеников, интерес, желание выполнять полученные задания. А ведь именно на интересе, хорошем настроении, на большом эмоциональном подъеме успешнее идет усвоение знаний, умений и навыков. Занимаясь с девочками 9 - 11 классов нетрадиционной формой урока по гимнастике, стремлюсь чтобы шло обучение девушек нежности, грациозности, утонченности движений.

Ставлю задачу - помочь преодолеть скованность девушек от нашей всеобщей закрепощенности в выражении своих чувств. И вы бы видели, как преображались они, какими одухотворенными, жаждущими счастья становились их лица. И вот уже нет в зале дурнушек, нескладных - все обаятельны, все с подиума красоты. По возможности стараюсь расширить рамки учебной программы, ведь дети любят учиться лишь при определенном разнообразии учебных заданий. С этой целью по разделу "Гимнастика" например, у меня разработаны свои дополнительные упражнения, гимнастические комплексы, комбинации (приложения 14 и 15). А в старших классах в раздел " Легкая атлетика" включаю кроссовую подготовку в лесной зоне, используя и спортивные сооружения в нашем лесном парке. Ученики выпускных классов готовят рефераты, используя их на экзаменах (приложение 13). В целях повышения плотности уроков, усиления образовательного направления, приучаю школьников работать самостоятельно использую учебные карточки в виде раздаточного материала: комплексы ОРУ с предметами и без; карточки - задания, содержащие подводящие упражнения (приложение 16). Применение учебных карточек особо эффективно при групповом методе организации урока, используя дифференцирование заданий, когда значительная часть работает самостоятельно. Ребята учатся продуктивно, разумно и творчески выполнять намеченные задания, таким образом, экономится дорогое время урока, которое можно потратить на индивидуальную работу с учащимися. При использовании учебных карточек сообщаю ученикам, с какой целью они применяются, учу учеников анализировать, сравнивать, наблюдать и усваивать главное.

На уроках спортивных игр используем рисунки, схемы, фотографии, что помогает в изучении тактических приемов игры (приложение 17). В своей практической деятельности очень часто использую уроки с круговой тренировкой (приложение 18). В зависимости от целей и построения урока комплексы круговой тренировки обогащают школьный урок, интенсифицирует процесс физического воспитания учащихся. На таких уроках определяется индивидуализация нагрузок, дифференциация заданий. Суть круговой тренировки заключается в том, что весь объем комплекса подлежит нормированному выполнению в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, при постоянном увеличении нагрузок и учете индивидуальных особенностей физического развития учащихся. Кроме того, на всех этапах круговой тренировки сохраняется прямая и обратная связь между педагогом и учеником.

Контроль, как обратная связь учеников с учителем. Задача - помочь овладеть контролем за результативностью выполнения физических упражнений. Контроль бывает фронтальный, групповой, индивидуальный, с оценкой, без оценки, сдача нормативов, соревнования и.т.д. Контрольное задание дано не только для оценки, а для того чтобы ученик узнавал свои возможности, понял, чем и как он может проверять себя, свое продвижение вперед. Для старшеклассников применено взаимооценки, взаимопроверки.

Сотрудничество учителя и учеников в постановке целей каждого ученика. Важно планировать вместе с учеником личные достижения, устраивать совместный разбор выигрышей и проигрышей.

Реализация творческих возможностей. Задача - способствовать раскрытию творческих потенций в области физического совершенствования. (Приложение 1)

В любом большом деле нужно тянуть за узелок, развязав который, будет гораздо легче развязать остальные. На мой взгляд, это физическая культура. Решив проблему с ней, легче будет перекидывать мостик на воспитание. Вступив во взрослую жизнь, научившись действовать рационально в любой обстановке, целесообразно используя приобретенные знания, навыки, качества, молодые люди смоделируют свою деятельность в соответствии с современными требованиями.

Невозможно выделить в детях физиологическое и только с этим работать, не обращая внимание на личные цели, интересы, желания, склонности. Когда учащиеся чувствуют веру учителя в них, они верят в самих себя. У детей младшего школьного возраста есть природная мотивация к игровой деятельности, на неё я в своей работе опираюсь и рассчитываю. Но игровые, сюжетные содержания уроков проходят, и как поддержать интерес дальше? Я считаю, в первую очередь необходимо вдохновение успехом. Оно формирует внутренние мотивы, окрыляет школьника, делает его целеустремленным, настойчивым. В процессе обучения как можно чаще поощряю ребят похвалой, высокой оценкой. У каждого должен быть свой индивидуальный успех, только в этом случае появится интерес к обучению.

Учить и воспитывать ребенка, как утверждал Сухомлинский, надо умело, умно, тонко, сердечно прикасаясь к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её отшлифовать, заиграет неповторимым сиянием человеческого таланта, и это принесет ему личное счастье.

Более 20 лет назад я впервые в городке (в то время поселок Владимир - 30) организовала секцию по баскетболу (я ещё не работала в школе, все на общественных началах). Сегодня уже созданы команды из числа выпускников школы, родителей, учителей и школьников. В ДЮСШ города Радужного есть отделение баскетбола. Это доказательство тому, что переплетение и связь поколений, содружество учителей и учеников и есть залог физкультурного благополучия.

Во взаимодействии с учениками проводятся соревнования по стритболу в парковой зоне, эстафеты по легкой атлетике, соревнования " Страна Баскетболия", " А ну-ка, мальчики", "Мисс Грация", "Самая, самая, самая ",ритмическая гимнастика, веселые старты, спортивный КВН, турслет, "Дорога к совершенству", "муравейник" и.т.д.(Приложения 3, 4, 5, 6 ).

Основное внимание уделяю девушкам - старшеклассницам, для них провожу занятия в тренажёрном зале, индивидуально подбирая комплекс упражнений и нагрузку, использую трисетовый комплекс упражнений (приложение 7).С ними же придумываем новые танцевальные композиции для малышей и учащихся 5-6 классов.

С классами выпускников созданы совместные проекты "фотохроника достижений воспитанников" для музея и сайта школы; видеохроника о педагогическом творчестве учителей и учеников. Был создан проект спортивно-семейного клуба "Ключ", но, к сожалению, не имел финансовой поддержки, просуществовал 2 года.

"Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Если в коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые. Нет хорошего учителя - нет и талантливых учеников, в этом случае тот, кто обладает способностями, никогда их не проявит" (Сухомлинский).