Цель моей педагогической деятельности - развитие творческих способностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность, основу содержания которой составляют народные промыслы.

 

Для реализации обозначенной цели поставлены задачи:

 

1) развитие индивидуальных способностей учащихся;

2) приобщение учащихся к народной культуре через народные промыслы;

3) включение учащихся через резьбу по дереву в творческую созидательную деятельность;

4) предпрофильная подготовка;

 

Решение данных задач осуществляется через обращение к народным промыслам в системе урочных и внеурочных занятий.

 

Содержание программы "Резьба по дереву" по обучению учащихся 6 - 9 классов изготовлению художественных изделий из дерева и резьбе по дереву направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к народному прикладному искусству, его традициям и наследию.

 

Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.

 

Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с художественными народными промыслами, основами композиции, материаловедения, технологией обработки и декорирования изделий.

 

Обучение школьников проходит на основе осмысленного запоминания и восприятия главных отличительных особенностей различных школ народного мастерства. В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных промыслов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывается их тесная связь с традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий используется разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров. По каждому произведению проводится художественно-содержательный анализ: где, кем и когда создана вещь; как форма изделия, декор, техника исполнения согласуются с материалом и его назначением; каковы особенности и художественно-образная система приёмов выполнения, характеризующие данное произведение.

 

Практические занятия направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения (в особенности - художественно-содержательного анализа произведения). Последовательность ознакомления учащихся с разными приёмами и техникой художественной обработки материалов зависит от сложности исполнения, особенностей материала, особенностей самого изделия, технологией изготовления.

 

Внеклассная работа является логическим продолжением учебной деятельности. Одной из форм активизации учебно-воспитательного процесса является организация встреч и бесед с местными мастерами, проведение экскурсий и уроков в школьном музее-мастерской "Потехи", организация выставок творческих работ учащихся по художественной обработке древесины (точение, резьба).

 

В музее-мастерской "Потехи" учащиеся более глубоко изучают предлагаемый материал, что способствует развитию познавательного интереса и творческих способностей.

 

Цели и задачи музея: сохранение традиций народной резьбы и росписи по дереву, овладение народными ремеслами, формирование бережного отношения к традициям народного ремесла, развитие творчества учащихся на ценностях декоративно-прикладного искусства.

 

Главный рабочий орган школьного музея - совет, который:

- проводит экскурсии для школьников и населения;

- создает и обновляет экспозиции выставки;

- ведет учебно-исследовательскую деятельность;

- организует письменно графическое оформление собранного материала;

- систематически пополняет фонды музея.

 

Разработаны уроки, экскурсии, фольклорные праздники, беседы для учащихся, местных жителей.

 

С использованием материалов музея проводятся уроки труда, изобразительного искусства, основ православия.