Выделенные особенности школы и предмета накладываясь, друг на друга, определяют основные принципы создаваемой модели.

 

• реализация деятельностного подхода в обучении с опорой на доступные средства;

 

а) домашний эксперимент.

Самостоятельная постановка эксперимента исследования позволяет учащимся не только овладевать навыками правильного наблюдения, но успешнее изучать теорию. Отчеты в зависимости от содержания эксперимента могут составляться в любой форме, но обязательно должны включать в себя краткое, исчерпывающее описание исчерпывающее описание наблюдаемого физического явления и обстоятельство его протекания, объяснение причин,
следствий и взаимодействий наблюдаемых явлений ( Приложение 1)

 

б) задачи по фотографии.

Фотографии во всех предложенных задачах не просто иллюстрируют текст, но содержат необходимую информацию для решения (в традиционных сборниках такие задачи практически не встречаются). Количественные задачи могут быть решены либо точно, либо оценочно. Без сомнения, учащиеся при этом овладевают дополнительными учебными навыками. Более осознанно учатся выделять изучаемое явление, выделять существенные факторы, выбирать приемы для решения. (Приложение 2.)

 

в) фронтальное исследование.

В кадетских классах дети с ослабленным вниманием и памятью поэтому фронтальные исследования провожу в группах под руководством лидеров. Исследовательская работа осуществляется в группах по два человека, причем каждая группа получает один и тот же набор заданий и оборудования. Вывод учащиеся формулируют под руководством учителя после выполнения каждого мини задания. Таким образом, регламентируется ход работы, учащиеся получают навыки проведения исследования, вносится элемент соревнования, что стимулирует учащихся к выполнению заданий. Кроме того, поэтапное проведение итогов отвечает психологическим особенностям учащихся. Наиболее результативной при организации уроков с элементами исследования оказалась групповая форма работы с привлечением лидеров-учащиеся, имеющих природный интерес к изучению окружающего мира, в частности, физики. Этому способствуют тетради для лабораторных работ к учебнику В. А. Касьянову.

 

г) экскурсионная учебная деятельность.

Полезны и интересны для учащихся кратковременные экскурсии на уроке, например, в школьную мастерскую, почтовое отделение, швейный цех, улица - наблюдение за передвижением видов транспорта. При изучении темы "Рычаги в технике, быту, природе" можно проводить экскурсии спорт зал, медицинский кабинет школы. После участия в экскурсиях профориентационной направленности у некоторых школьников появляются желание изготовить модели механизмов. Такой вид занятий вырабатывает практическое умение и навыки, развивает интерес к технике, вносит элемент изобретательства и творчества в учебный процесс.

 

д) теоретическое изучение проблемы по литературным источникам - это составная часть деятельностного подхода.

 

• дифференциация и индивидуализация обучения.

 

Дифференциация обучения, достигаемая применением системы разноуровневых заданий, которая позволяет каждому ученику заниматься на доступном ему уровне, развиваясь по индивидуальной траектории; система включает следующие этапы:

 

- отбор содержания теоретического материала, основываясь на критериях обязательного и желаемого результатов, ориентиром для которых служат минимальное содержания и образования и требования к подготовке выпускников ;

- ранжирование практических занятий по степени их сложности - разработка системы разноуровневых дидактических заданий;

- рейтинговые контрольные работы.

 

После изучения темы на уроке базового содержания материала и сдачи зачета выявляются две группы учеников: усвоившие содержание - с ними организуется работа по расширению изученного материала, и не усвоившие - с ними проводится работа по устранению пробелов появившихся в знаниях.

 

Три уровня усвоения знаний.

1.Воспоизведение, запоминание.

2. Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. На этом уровне учащиеся умеют измерять, объяснять, составлять, сравнивать.

3. Применение знаний в незнакомой ситуации. Учащиеся умеют составлять ответ на проблемный вопрос, выделять существенные признаки, анализировать информацию. Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоил материал. Уровневой дифференциации учитывается не только интеллектуальные особенности ученика, но и его интерес. Дифференциальное обучение способствует организации оптимальной глубины и темпов обучения в разнородных по составу классах. ( Приложение 3.)

 

• изучение материала комплексно использованием содержания, целей и средств смежных наук.

 

Для преподавания всех предметов в старших классах характерно наличие специфических особенностей, связанные во - первых, с возрастом учащихся, во - вторых, с необходимостью содержательного и логического завершения учебного материала, его обобщение в плане формирования научной картины мира; подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. ( Приложение 4.)

В мире, где мы живем и трудимся, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все науки о природе и человеке. Однако, знания, получаемые учащимися в школе на протяжении всех лет обучения, представляются в разобщенном виде, не связанные между собой общими законами. Отсюда неумение школьников соединять получаемые знания в сознании и сделать так, чтобы каждый момент получения знаний был одновременно формированием целостной картины представлений о природе

 

• использование культурологического аспекта предмета в учебной и внеучебной деятельности. (Приложение 5)

 

Предпрофильное и профильное обучение не может вырасти на пустом месте. Среди простых и сложных задач связанных с историей послужат катализатором роста интереса к техническим проблемам. По мере усвоения курса физики можно предполагать все более серьезные задачи, которые возникают на практике. Но эти же ситуации могут просто разнообразить материал урока, даже это приносит пользу.

 

• профильная подготовка учащихся в соответствии с их целями.

 

Физика - научная основа техники. Содержание учебного предмета физики представляет большие возможности для ознакомления учащимися с физическими принципами главных отраслей производства, с технологией многих процессов и организации труда. На уроке мы рассматриваем такие вопросы. Как велика сила давления авиатора на самолет, когда он пролетает самую нижнюю точку мертвой петли? При какой температуре возникает опасность взрыва баллона с углекислым газом? Почему опасность возникновения пожара значительно возрастает, когда во время бурения скважин из-под земли вырывается мощный фонтан нефти? (Приложение 6)