В основе данного опыта лежит концепция личностно- ориентированного обучения в кадетских классах.

 

А.Дистервег указал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий кто желает к ним приобщиться должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением"

 

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Деятельность определяется как целенаправленная активность, дающая личностно - или общественно значимый результат

 

К.Д. Ушинский определил данное понятие ярко и эмоционально:

 

-Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей.

 

Структура деятельности включает в себя шесть компонентов: (1.Цель. 2. Мотив 3. Действие 4. Средство 5 Результаты 6.Оценка).

 

Если отсутствует хотя бы один из указанных компонентов, это явление нельзя назвать деятельностью.

 

В.В.Давыдов с точки зрения психологии отмечает, что "психологическое развитие человека - это, прежде всего становление его деятельности…."Еще более метко выражена эта мысль философом Г.С. Батищевым: "Человека нельзя "сделать", "произвести", "вылепить", как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сути) деятельность"

 

Поэтому развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в учебно-воспитательном процессе.

 

С точки зрения физики выпускник- это социально адаптированная личность (т. е. готовая к жизни в обществе), которая:

 

(1) Владеет набором знаний, умений и навыков, необходимых

а) для дальнейшего совершенствования (например, для продолжения учебы в военных вузах);

б) в повседневной жизнедеятельности;

 

(2) осознает основы физики как часть общечеловеческой культуры.

 

Психологический компонент любой деятельности, по мнению психологов, зависит от наличия 3-х условий:

- способностей (того, что ребенок в состоянии сделать);

- мотивации, которая направляет действия;

- отношения к делу, предопределяющего качество сделанного.

 

Психологический компонент системообразующей деятельности помогает привести в соответствие цели детей с целями обучения и фиксировать динамику их развития, а эффективность ее применения оценивается по продвижению детей по уровням, по выбору способов деятельности, по соответствию целей детей их возможностям и полученному результату.

 

Дидактический компонент деятельности подразумевает систему действий, направленную на повышение качества знаний, овладение учебными навыками.

 

Технологический компонент реализует идею деятельностного подхода, т. е. развития учащихся через организацию их практической деятельности. Специфика кадетских классов требует отбора простых, но надежных методов.