Образование никогда не было застывшей сферой деятельности, и это в полной мере относится к старшей школе. Именно в старшей школе за последние годы произошли такие изменения, результативность которых признается, как учителями, так и учащимися.
Однако, как нередко бывает, процесс развития все же запаздывает, отстает от быстро меняющихся требований обновляющего общества. Несмотря на произошедшие перемены к лучшему , 90 % старшеклассников по прежнему не считают, что обучение в школе позволяет им развить и реализовать свои способности, то есть продолжают носить личностно - отчужденный характер. Более 90 % не согласны с тем, что в школе они получают возможность для проффисиональной ориентации.
Уже в шестой раз МОУ СОШ №4 г. Коврова открывает двери кадетскому классу. Кадетские классы комплектуются из учащихся школ города и района.
уч-ся школы №
4 |
уч-ся из других
школ |
уч-ся из района |
|
2001г.(23чел) |
40% |
42% |
18% |
2002г.(22чел) |
36% |
50% |
14% |
2003г.(25чел) |
30% |
56% |
14% |
2004г.(25чел) |
39% |
51% |
10% |
Средний бал учащихся по физике на начало обучения в кадетских классах такого:
2001г. - 3,4
2002г. - 3,2
2003г. - 3,2
2004г. - 3,4
Из таблицы и из представленных характеристик учащихся видно, что у них память не развита, рассеянное внимание, плохо развиты навыки и умения в изучении предмета.
Для оценки умственного развития с учащимися кадетских классов проводится тест (ШТУР) и получены следующие результаты:
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
|
высокий уровень |
7% |
5% |
3% |
5% |
норма |
20% |
25% |
20% |
12% |
близкий к норме |
58% |
45% |
56% |
62% |
низкий уровень |
15% |
25% |
25% |
20% |
Качественный анализ показал, что будущие кадеты редко в своей речи используют научно-культурные термины и понятия. Имеют низкий уровень владения такими мыслительными операциями, как выявление связи между понятиями "род - вид", "причина - следствие", "часть-целое". Тест, направленный на выявление умения обобщать, выполнен слабо, учащиеся не умеют выделять наиболее существенные признаки, что свидетельствует о недостаточной сформированности мыслительной операции. Необходимо развитие познавательных способностей, которые позволят подросткам более успешно осваивать материал средней школы.
По результатам социометрии в восьмых классах при выявлении ценностных ориентаций с помощью анкеты "К чему я стремлюсь в жизни, ценности распределились следующим образом:
1. Хорошее образование,
2. Хорошая карьера, работа
3. Слава.
4. Дружба. Семья
Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия:
- с одной стороны, профильное обучение в старшей школе и с другой стороны неопределенность интересов части выпускников основной школы
- между стандартом образования и требованиями к уровню подготовки абитуриентов
- между индивидуальными различиями в развитии личности каждого ученика и ориентацией традиционной методики на среднего ученика.
Поэтому в условиях перехода на профильную старшую школу, приобретение учащимися опыта практической направленности как основа выбора дальнейшего пути становится перспективным.