Образование никогда не было застывшей сферой деятельности, и это в полной мере относится к старшей школе. Именно в старшей школе за последние годы произошли такие изменения, результативность которых признается, как учителями, так и учащимися.

 

Однако, как нередко бывает, процесс развития все же запаздывает, отстает от быстро меняющихся требований обновляющего общества. Несмотря на произошедшие перемены к лучшему , 90 % старшеклассников по прежнему не считают, что обучение в школе позволяет им развить и реализовать свои способности, то есть продолжают носить личностно - отчужденный характер. Более 90 % не согласны с тем, что в школе они получают возможность для проффисиональной ориентации.

 

Уже в шестой раз МОУ СОШ №4 г. Коврова открывает двери кадетскому классу. Кадетские классы комплектуются из учащихся школ города и района.

 

уч-ся школы № 4
уч-ся из других школ
уч-ся из района
2001г.(23чел)
40%
42%
18%
2002г.(22чел)
36%
50%
14%
2003г.(25чел)
30%
56%
14%
2004г.(25чел)
39%
51%
10%

 

Средний бал учащихся по физике на начало обучения в кадетских классах такого:

 

2001г. - 3,4

2002г. - 3,2

2003г. - 3,2

2004г. - 3,4

 

Из таблицы и из представленных характеристик учащихся видно, что у них память не развита, рассеянное внимание, плохо развиты навыки и умения в изучении предмета.

 

Для оценки умственного развития с учащимися кадетских классов проводится тест (ШТУР) и получены следующие результаты:

 

2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
высокий уровень
7%
5%
3%
5%
норма
20%
25%
20%
12%
близкий к норме
58%
45%
56%
62%
низкий уровень
15%
25%
25%
20%

 

Качественный анализ показал, что будущие кадеты редко в своей речи используют научно-культурные термины и понятия. Имеют низкий уровень владения такими мыслительными операциями, как выявление связи между понятиями "род - вид", "причина - следствие", "часть-целое". Тест, направленный на выявление умения обобщать, выполнен слабо, учащиеся не умеют выделять наиболее существенные признаки, что свидетельствует о недостаточной сформированности мыслительной операции. Необходимо развитие познавательных способностей, которые позволят подросткам более успешно осваивать материал средней школы.

 

По результатам социометрии в восьмых классах при выявлении ценностных ориентаций с помощью анкеты "К чему я стремлюсь в жизни, ценности распределились следующим образом:

 

1. Хорошее образование,

2. Хорошая карьера, работа

3. Слава.

4. Дружба. Семья

 

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия:

 

- с одной стороны, профильное обучение в старшей школе и с другой стороны неопределенность интересов части выпускников основной школы

- между стандартом образования и требованиями к уровню подготовки абитуриентов

- между индивидуальными различиями в развитии личности каждого ученика и ориентацией традиционной методики на среднего ученика.

 

Поэтому в условиях перехода на профильную старшую школу, приобретение учащимися опыта практической направленности как основа выбора дальнейшего пути становится перспективным.