Реализация ведущей идеи данного опыта осуществляется путем активного сочетания различных форм работы. При этом приоритетным направлением является организация занятий с элементами тренинга.

 

В "Психологическом словаре" социально-психологический тренинг определяется как "область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении". При этом термин "тренинг", как отмечает Ю.Г.Емельянов, обозначает метод не обучения, а развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением.

 

Основной целью тренинга, по И.В. Вачкову, является развитие самосознания, что для автора, как школьного педагога - психолога более значимо.

 

Задачами занятий с элементами тренинга в таком случае являются развитие всех подструктур самосознания - когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я - образа как личности и ученика), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я - концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

 

В занятиях с элементами тренинга:

 

- автор уделяет внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом;

- когнитивный компонент не всегда является главным и может порой вообще отсутствовать. Так как, наиболее ценным, как считает ряд специалистов, в тренинге является, прежде всего, получение эмоционального опыта;

- важное значение уделяется саморазвитию личности;

- применяются психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы.

 

Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, считаются:

- соблюдения ряда принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

- наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

- определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

- акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";

- применение активных методов групповой работы;

- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психической безопасности.

 

Упражнения и приемы, характерные для тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего.

Тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Вследствие этого цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов:

- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

- изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

- развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

 

Преимущества групповой формы психологической работы состоят в следующем:

- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Что для многих само по себе является мощным психотерапевтическим фактором;

- возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;

- в группе человек может приобрести новые умения. Экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, без риска непонимания, неприятия и наказания, т.к. в тренинге можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и людям - и все это в атмосфере благожелательности, поддержки, принятия;

- в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональные связи, сопереживание, эмпатия, способствуют личностному росту и развитию самосознания;

- группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяет понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

- взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительную сложность для ведущего, психологическое напряжение в группе может ( и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

- группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факты, как давление партнеров, социальные влияния и конформизм; по сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло - система взаимоотношений и взаимосвязей, характерной для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

 

Групповые нормы на занятиях с элементами тренинга строятся на следующих принципах:

 

- Здесь и теперь (предметом анализа становятся процессы происходящие в группе в данный момент, чувства, переживания, мысли, появляющиеся здесь и сейчас).

- Искренность и открытость (чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом ( "Раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности". С.Джурард).

- Принцип Я ( основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть).

- Активность.

- Конфиденциальность (все, что говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия).

 

Тренинговые методы, используемые в представленном опыте:

- игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра используется и как психотерапевтический метод. Использование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре, интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод, эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческого потенциала человека, для проявления искренности и открытости;

- методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное восприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

- телесно - ориентированная психотерапия. Работа над структурой тела, чувственное осознание и нервно - мышечная релаксация, восточные методы.

- медитативные техники. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению методов саморегуляции.

- групповые дискуссии в психологическом тренинге - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

 

Диагностика в психологической работе может использоваться на различных этапах и в различных формах. Непосредственно определяя основное направление занятий, психолог исходит из запросов взрослых (педагогов, родителей) и детей, подключив разные профессиональные методики по данному вопросу (рисуночные, анкеты - опросники, проекционные). Важно также обязательно провести предварительную работу с детьми, в которой используется беседа с самодиагностиками. Именно это способствует мотивации самих детей на работу в группе с целью саморазвития. Для самодиагностики (в период формирования группы, выбора основных целей и задач), автором обычно используются различные варианты лестницы Дембо. Непосредственно на занятиях (в начале и конце) применяется "ручная линейка", различные рисуночные методики, кроме того, проводятся наблюдения за языком тела, мимикой, интонацией, которые являются ярким показателем внутреннего состояния. Результаты проведенной работы определяются повторной диагностикой. Затем проводится сравнительный анализ.