В основу данного опыта положены работы современных российских психологов, имеющих большой опыт по психологии саморазвития детей и подростков (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров), которые , в свою очередь , опирались на труды многих отечественных и зарубежных авторов.

 

В частности, использованы:

- теория жизненного цикла Э.Эриксона, в которой важное значение занимает понятие самоидентичности, как движущей силы развития (где раскрывается важность для индивида быть самим собой в глазах других, в том числе в своих собственных);

- представления о саморазвитии, как сознательном изменении или столь же сознательном стремлении сохранить в неизменности собственную самость; при этом цели, направления, средства изменений определяются самим человеком;

-понятия о "ведущей деятельности", "психических новообразованиях" и "возрастных кризисах" Д.Б. Эльконина;

- гипотеза стадий психического развития В.И.Слободчикова, выдвигающая основополагающим понятием человеческую общность, внутри которой "…образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), то есть быть самобытным";

- в свою очередь, данная гипотеза опирается на представление Л.С.Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции, согласно которой если человек не попадает в определенную общность или выпадает из нее, то у него не складывается или оказывается травмированным какой-то орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности, развитие которых обеспечивается через данный канал.

 

Поскольку одним из успешных условий саморазвития является взаимоотношение с самим собой, другими людьми и с окружающим миром через различные виды деятельности и восприятия, через различные каналы, то наиболее оптимальной формой помощи в саморазвитии индивидов психологами в настоящее время считаются групповые формы работы, а именно групповой тренинг, одним из основателей которого считается Дж. Морено. Важно отметить, что многие из психотехнологий (которые являются элементами психотренинга) в свое время использовал А.С. Макаренко. Опыт, представленный в данных материалах, опирается на работы таких авторов, как И. В. Вачков "Основы технологии группового тренинга. Психотехники", где важное значение уделяется развитию самосознания, Г.А.Цукерман и М. Мастеров "Психология саморазвития", для которых самым важным является развитие положительной "Я-концепции". Огромное влияние на мировоззрение автора данного опыта оказало чтение книг Николауса Энкельманна и Игоря Вагина, которые основную ставку в своей работе делают на развитие уверенности и высокой самооценки, как важнейшего условия успешности. Кроме того, одним из условий психологического здоровья автор считает развитие способности активно использовать юмор в своей жизни.