Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что развитие личности предполагает активную работу индивида над своим собственным развитием - развитием успешной, зрелой, самоактуализирующейся личности - личности психологически здоровой.

 

По словам А. Маслоу психологически здоровый человек должен обладать особыми признаками. Вот некоторые из них:

- эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью;

- принятие себя, других, природы;

- спонтанность, простота, естественность;

- служение делу;

- умение быть одному и решать самому проблемы;

- умение быть независимым от влияния среды, обладать волей и активностью;

- свежий взгляд на вещи, творческое мышление;

- умение очень глубоко чувствовать и переживать проблему;

- демократичность, особые межличностные отношения;

- умение отличать средства от цели, добро от зла.

 

Реализация данной идеи , независимо от времени, места и формы организации развивающих занятий, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.

 

Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает:

- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

- оптимистическую веру в ребенка;

- сотрудничество, мастерство общения;

- отсутствие прямого принуждения;

- терпимость к детским недостаткам.

 

Демократизация отношений утверждает:

- право ребенка на свободный выбор;

- право на ошибку;

- право на собственную точку зрения;

- стиль отношения психолога и учеников - не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

 

Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. На занятиях с элементами тренинга используются аудиальные, кинестетические, визуальные формы воздействия. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что, с одной стороны, порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию. Используются упражнения из мануальной терапии, арттерапия, метафородрама, аромотерапия, приемы НЛП, что позволяет в наиболее полной мере воспринять и обработать информацию каждым индивидом, приводит к новообразованиям в психике, способствующим гармоничному развитию личности.

Принцип единства фундаментальных для человека видов деятельности: познания, труда и общения. Данный принцип заключается в активном сочетании указанных видов деятельности и различных их форм в учебном процессе и внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся. Познавательная деятельность отвечает запросам тех, кто углубляется в предмет; практическая - интересы тех, кто стремится непосредственно видеть результаты своей работы. Общение способствует обмену опытом, обеспечивает эмоциональный подъем, формирует социальные мотивы.

Поскольку развитие познавательного интереса во многом определяется характером взаимоотношений ученика и психолога, то очень важным становится соблюдение принципа открытости общения. Выступая в качестве соучастника в процессе познания самого себя, окружающих, различных психологических закономерностей и индивидуальных особенностей, психолог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость психолога способствует формированию доверительных отношений, располагает ребят к высказыванию собственных чувств, точек зрения, позволяет вовлечь их в дискуссию, помогает созданию ситуаций успеха на протяжении всего занятия - тренинга.

 

Принцип осознанности обучения можно выразить словами Э.Канта: "Не мыслям надобно учить, а учить мыслить". Этот принцип подразумевает четкое целеполагание, направленное на осознание ребенком приобретаемых знаний, умений, навыков, видение путей их дальнейшего использования в своей жизни. Принцип осознанности предполагает постоянное обращение учащегося к своему "я", анализ собственных высказываний, личного мнения, своей позиции. Поэтому необходимо побуждать детей не только высказывать свое мнение, выражать чувства, но и отвечать на вопросы: "Почему я отношусь к происходящему так, а не иначе?", "Почему я настаиваю на своем мнении?" или "Почему я не стал возражать товарищу?" Подобная рефлексия позволяет школьнику определить свое место в жизни и в коллективе, делает осмысленным не только процесс познания самого себя, но и взаимодействие с другими его участниками и учит осмысливать свои мысли, чувства, действия в реальной жизни.

 

Принцип проблемности обучения обеспечивает развитие у учащихся таких качеств, как умение видеть и формулировать проблему, выдвигать и обосновывать гипотезы, способность применять усвоенные прежде знания, умения и навыки в новых ситуациях, находить новые способы решения поставленных задач. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, повышает активность, способствует проявлению творческих способностей.

 

Принцип природосообразности - необходимо учитывать природные задатки человека, опираться на них. "Исходя из ребенка" пытаться создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей индивида.

 

Принцип относительности любого знания наиболее полно демонстрирует рефрейминг, позволяющий даже в негативном, увидеть положительное и наоборот. Любое явление в психике, любую личность, ее роль в обществе можно рассматривать с различных точек зрения. В связи с этим важной профессиональной чертой психолога должно быть умение обратить внимание на какое-то, казалось бы, уже давно и хорошо знакомое явление или качество и открыть в нем что-то новое. Поскольку раскрытие известного ранее под новым углом зрения является не только одним из стимулов развития эмоционального и познавательного интереса, но также "толчком" к изменению отношения к данному явлению, то реализация данного принципа в процессе тренинга становится особенно актуальной.

 

Проблемный характер обучения также является важным условием реализации обозначенной идеи. Систематическое создание интеллектуальных затруднений стимулирует познавательную поисковую деятельность учащихся. Результатом этого является самостоятельное открытие новых понятий, закономерностей, выявление новых свойств ранее изученных процессов, обобщение их на новом понятийном уровне.

Проблемный подход обеспечивает развитие у учащихся таких качеств, как умение видеть и формулировать проблему, выдвигать и обосновывать гипотезы, способность применять усвоенные прежде знания в новых ситуациях, находить новые способы решения поставленных задач. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, делает развивающий процесс привлекательным и личностно значимым.

 

Принцип преемственности - постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений, знаний и навыков.